Спорных вопросов в повседневной практике любого учреждения немало. Они являются следствием столкновения различных точек зрения, создающих конфликтную ситуацию. Спор полезен для дела, так как позволяет выбрать из многих вариантов решения производственной проблемы наилучшее или создать из них синтез.
Если вы наделены властью:
• не прибегайте в споре к приемам администрирования;
• не переходите за неимением деловых доводов на личные;
• помните, что ваша должность — еще не гарантия от ошибочных суждений;
• внимательно слушайте и анализируйте все доводы партнера, выискивая их ошибочность и недостаточность;
• откажитесь от мысли, что вам поверят на слово;
• четко сформулируйте то положение, которое предстоит защищать или отвергать;
• сохраняйте спокойный и доброжелательный тон, стремитесь убеждать, а не
• помните, что спор — это диалог, где периоды красноречия сменяются напряженным вниманием к тому, что говорит партнер;
• старайтесь минимизировать количество задаваемых вопросов.
Если эти правила не соблюдаются, партнеры по спору отходят от сути дела, увлекаются формой, а не содержанием, начинают раздражаться, проявлять упрямство, вести себя высокомерно. Все это создает условия для перерастания конфликтной ситуации в конфликт, т. е. возникновения неприязненных отношений между участниками спора.
В процессе спора важно уметь выбрать наиболее эффективный способ аргументации своей позиции. Выделяются два основных способа построения аргументации: восходящий (возрастающий) и нисходящий (убывающий). Восходящая аргументация — это такое построение последовательности аргументов, при котором их сила возрастает от начала к концу сообщения. При нисходящей аргументации сила аргументов убывает к концу сообщения. Сила аргументации — понятие субъективное, она определяется субъективной значимостью аргумента для данного человека или группы людей.
В том случае, если слушающие не слишком заинтересованы темой сообщения и к тому же имеют низкий образовательный уровень, наиболее важный аргумент нужно предъявить в самом начале. Если же речь идет об интеллигентных участниках совещания с высокой заинтересованностью, то наиболее эффективно предъявить наиболее важный аргумент в конце своего сообщения.
Людям с высокой заинтересованностью и высоким интеллектуальным уровнем эффективнее не подсказывать вывода — они сделают его самостоятельно, если же уровень образования у партнера по общению низкий, сделать вывод необходимо.
тут
тут