77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Относительно использования печатей (комментарий к Закону от 23.03.17 № 1982)

Законом Украины от 23.03.17 № 1982 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами - предпринимателями", который  вступил в силу 19 июля 2017 года, в ряд законодательных актов (в частности, Хозяйственный, Хозяйственный процессуальный (далее – ХПКУ), Гражданский, Гражданский процессуальный (далее – ГПКУ) кодексы Украины, Кодекс административного судейства Украины (далее – КАСУ) и Кодекс Украины об административных правонарушениях) внесены изменения, направленные на окончательную отмену обязательности применения печати.
Так, новая редакция статья 581 Хозяйственного кодексу Украины устанавливает, что субъект хозяйствования имеет право использовать в своей деятельности печати. Но использование субъектом хозяйствования печатей не является обязательным. 
При этом оттиск печати не может быть обязательным реквизитом какого-либо документа, представляемого субъектом хозяйствования в орган государственной власти или местного самоуправления. Копия документа, представляемая субъектом хозяйствования в орган государственной власти или местного самоуправления, считается заверенной в установленном порядке, если на ней проставлена подпись уполномоченного лица такого субъекта хозяйствования или личная подпись физического лица - предпринимателя. Орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе требовать нотариального удостоверения копии документа в случае, если такое требование не установлено законом.

Отметим, что нормами Кодекса Украины об административных правонарушениях) установлена административная ответственность за незаконные требования должностных лиц органов местного самоуправления и органов государственной власти относительно документа, представляемого субъектом хозяйствования.
Кроме того, следует обратить внимание, что в статье 581 Хозяйственного кодексу Украины закреплено, что наличие или отсутствие оттиска печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий. Ввиду этого из статьи 207 Гражданского кодексу Украины исключается норма, предусматривающая, что обязательность скрепления сделки печатью может быть определена по письменной договоренности сторон. Таким образом, законодатели нивелировали юридическое значение печати окончательно (первый шаг к этому сделан еще в 2011 году, когда была отменена разрешительная система изготовления печатей, и именно с этого момента печать фактически перестала быть подтверждением достоверности документа, поскольку изготовить ее может любое лицо).

То есть, с момента вступления Закона в силу, утрачивает всякий смысл в каких-либо документах (договорах, сделках) указывать на необходимость скрепления их печатью, поскольку, как указано выше, наличие или отсутствие оттиска печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий. Более того, по этой же причине субъекту хозяйствования нет смысла принимать решение об использовании печати в своей деятельности (отныне наличие печати ничего не подтверждает, ничего не заверяет и, соответственно, ни от чего не застраховывает ни самого субъекта хозяйствования, ни его контрагента). 
Также установлено, что:
- доверенности, подтверждающие полномочия представителей, принимающих участие в хозяйственном, гражданском и административном процессах, больше не будут подлежать заверению печатью предприятия даже при ее наличии (из статьи 28 ХПКУ, статьи 42 ГПКУ и статьи 58 КАСУ в принципе исключены упоминания о печати, в том числе при ее наличии, за исключением доверенности от имени лица публичного права в административном процессе, которые выдаются за подписью руководителя или другого уполномоченного на это лица и заверяются печатью такого лица публичного права (при наличии));
- при осуществлении торговли продукцией собственного производства (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) предприятия, учреждения и организации всех форм собственности (кроме предприятий торговли и общественного питания) в случае осуществления расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций имеют право не применять РРО и расчетные книжки, а оформлять приходные и расходные кассовые ордера и выдавать соответствующие квитанции, подписанные уполномоченным лицом соответствующего субъекта хозяйствования (ранее - подписанные и заверенные печатью в установленном порядке). 

Соответствующие изменения внесены в пункт 1 части первой статьи 9 и пункт 7 части первой статьи 17 Закона от 06.07.95 № 265 о РРО.
При этом отметим, что ни в форму ОК-1, ни в текст Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Национальным банком Украины от 15.12.04 № 637, соответствующие изменения еще не внесены (и не факт, что будут внесены на момент вступления в силу Закона).
Соответствующие изменения также будут внесены в следующие законы Украины: от 05.04.01 № 2374 "Об обращении векселей в Украине"; от 29.11.01 № 2866 "Об объединении совладельцев многоквартирного дома"; от 04.07.02 № 37 "О зерне и рынке зерна в Украине"; от 22.03.12 № 4572-VI "Об общественных объединениях".

В свою очередь отметим, что, несмотря вышеизложенные изменения в кодексах и законах, субъектам хозяйствования целесообразно повременить с решением о неиспользовании печати в своей хозяйственной деятельности до тех пор, пока соответствующие изменения не будут внесены в подзаконные нормативно-правовые акты - КМУ на приведение в соответствие своих нормативно-правовых актов, а также обеспечение пересмотра и приведение в соответствие министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов дано три месяца со дня вступления в силу комментируемого документа.
Напомним, что на сегодняшний день наличие оттиска печати предусмотрено в вышеупомянутой форме приходного кассового ордера ОК-1, в форме декларации по прибыли (при наличии печати), утвержденной приказом Минфина от 20.10.15 № 897, и, конечно, в трудовых книжках (приказ Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 № 58 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников").

К сожалению, в реалиях нашего государства такие, казалось бы, позитивные изменения могут стать благодатной почвой для различного рода мошеннических действий. Теперь субъектам хозяйствования необходимо быть готовым к тому, что при заключении различных сделок (договоров, доверенностей) сторонам придется обмениваться извлечениями из ЕГР (приказ Минюста Украины от 10.06.16 № 1657/5 "Об утверждении Порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований"), которые в частности, содержат сведения о директоре субъекта хозяйствования, копии устава, а также копиями паспортов для подтверждения полномочий лица, подписавшего договор.
Также отметим, что проверить сведения о контрагенте и его директоре в ЕГР можно и на сайте Минюста Украины (usr.minjust.gov.ua/ua/freesearc) путем оформления бесплатного запроса, однако необходимо учитывать, что данная информация доступна только для просмотра, ее нельзя распечатать и, соответственно, приложить к договору в подтверждение полномочий соответствующего лица.
тут

НБУ в письме от 18.07.17 № 57-0007/49965 напоминает банкам, что они в своей деятельности должны руководствоваться требованиями Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями" от 23.03.17 № 1982, который вступил в силу с 19 июля 2017 года.
Отныне использование субъектом хозяйствования печати не является обязательным, и оттиск печати не может быть обязательным реквизитом какого-либо документа.
До внесения изменений в соответствующие нормативно-правовых акты НБУ банки в своей деятельности должны руководствоваться требованиями данного Закона.