Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении:
- около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
- невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
- наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и другое.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Межличностное пространство
Наверное замечали, что взаимоотношения с окружающими мы нередко выражаем в пространственных понятиях. Например, говорим: "надо держаться от него подальше", имея в виду человека, которого недолюбливаем или боимся, или: "пригреться под крылышком" того, кто нам покровительствует или симпатизирует.
Межличностное пространство представляет собой расстояние между собеседниками в процессе общения.
Различают несколько видов межличностного пространства:
Личным или интимным
является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.
Межличностное пространство -
в среднем, от полуметра до метра. На таком расстоянии общаются хорошо знакомые друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.
Социальное пространство –
это расстояние между собеседниками, равное от метра до трех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и малознакомые люди.
Публичным
является расстояние между собеседниками, превышающее три метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться и либо подойти друг к другу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении.
Данные о межличностном пространстве, конечно, усредненные. Каждый человек имеет свою систему "пространств". Имеются здесь и определенные закономерности.
Например, у селян межличностное пространство, в среднем, больше, чем у горожан, именно этим объясняется фобия (страх) толпы, наблюдающийся у многих селян, перебравшихся в город.
Выбор межличностного пространства – дело трудное.
Расстояние, на которое Вы подходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим (чтобы собеседник не подумал, что он Вам неприятен или что Вы высокомерны), ни слишком маленьким (это может оскорбить собеседника).
По расстоянию между собеседниками можно судить о том, в каких отношениях они друг с другом находятся.
Обычно, чем меньше это расстояние, тем лучше собеседники относятся друг к другу, тем лучше знают друг друга.
Свое пространство собеседник может как-то отметить.
Например, положить на стол, за которым сидит, свою тетрадь, ручку, документы. Это пространство тоже нарушать нельзя.
Вообще лучше всего, приходя к знакомым и, тем более, к малознакомым людям, спросить, куда можно сесть.
Есть еще один важный аспект, относящийся к межличностному пространству, вернее, к его организации – наличие барьеров между собеседниками.
Если Вы хотите установить с собеседником дружеские отношения, "погасить" возникшую психологическую напряженность в ваших отношениях, лучше, если вас ничто не будет отделять друг от друга – даже журнальный стол, а вы будете сидеть с собеседником рядом, а не друг напротив друга.
Взгляд
О взгляде человека можно говорить бесконечно. Затронем только те аспекты этого вопроса, которые имеют наибольшее значение для делового общения.
Максимум информации о собеседнике несут зрачки, вернее, их реакция (расширение или сужение) на собеседника или ситуацию:
Расширение зрачков
означает, что собеседник позитивно относится к Вам, заинтересован предлагаемым делом, позитивно оценивает ситуацию.
Сужение зрачков
указывает на негативное отношение к собеседнику, ситуации, не заинтересованность в предлагаемом деле.
Утверждают, что при игре в карты, например, расширение зрачков указывает на то, что партнеру достались хорошие карты. Интересно, что даже опытный игрок проигрывает, если его соперник в темных очках. Этим не раз пользовались бизнесмены. Греческий мультимиллиардер Онассис, например, на важные переговоры всегда надевал очки с темными стеклами, чтобы оппонент не видел его реакции на то или иное предложение.
Взгляд может дать и иную информацию о собеседнике.
В частности, о лживости собеседника может свидетельствовать тот факт, что он смотрит на своего собеседника менее трети времени беседы. Считается, что для того, чтобы установить доверительные отношения, нужно смотреть в глаза собеседнику не менее 60–70% от всего времени разговора.
Психологи различают две главных разновидности взгляда: дружеско–светский и деловой.
Под "дружеско-светским" подразумевают взгляд, направленный в пространство, ограниченное глазами и ртом собеседника.
Деловое общение предполагает использование преимущественно этого вида взгляда, который указывает на дружеское расположение к собеседнику.
Под "деловым" взглядом понимают взгляд, направленный в область, ограниченную глазами и центром лба.
Используя данный вид взгляда, Вы даете понять собеседнику, что говорите серьезно, создавая деловой настрой беседе.
"Деловой взгляд" предпочтительнее использовать в тех случаях, когда наступает переломный момент в переговорах, когда "решается их судьба", а также тогда, когда Вы делаете выговор подчиненному (если Вы делаете выговор, но используете дружеско–светский взгляд, Ваши слова вряд ли будут восприняты всерьез).
Взгляд искоса, сопровождаемый улыбкой, означает интерес к Вам или к предлагаемому Вами делу.
Если собеседник смотрит искоса, но если при этом уголки губ опущены, а брови нахмурены, то это означает агрессивность, вражду, угрозу.
Наличие преграды перед глазами во время беседы (например, собеседник, разговаривая с Вами, с интересом рассматривает свои бумаги, ручку и т.д.), то это означает, что он желает "вывести Вас из своего поля зрения", т.е. закончить разговор, т.к. он либо устал, либо ему неинтересно с Вами общаться, либо он чувствует свое превосходство.
В этом случае нужно сменить тактику, либо прервать разговор.
(разборка архивной информации)