Первым набором
кодов и символов, на которые обращают внимание, является одежда. Неудачный
имидж, не соответствующий ситуации, может разрушить любые планы. Особенно это
касается карьеры. Поэтому к выбору одежды, в которой мы приходим на работу,
стоит относиться серьезно и взвешенно.
Как придешь, так и прослывешь
Человек
интегрирован в социум, в котором должен существовать и контактировать с
окружающим миром. Любой диалог — это обмен информацией, в процессе которого
используются не только вербальные коммуникации (слова). Взаимодействуют также
некие знаковые системы: внешний вид, жесты, тембр голоса и т. п.
Как же нужно
выглядеть, чтобы быть адекватным ситуации собеседования с работодателем,
выгодно "продать себя" и в результате занять желаемую должность? Ведь
посредством внешности необходимо, с одной стороны, продемонстрировать
соответствие своей личности культуре данной компании и сфере бизнеса в целом, а
с другой - проявить индивидуальность, дабы не затеряться в общей массе других
претендентов.
Несмотря на то
что большинство работодателей платят за профессионализм, нельзя забывать о том,
что внешний вид на окружающих воздействует на подсознательном уровне.
Стереотипы весьма устойчивы, и по тем или иным внешним особенностям можно в
общих чертах предположить, каков внутренний мир человека. Например, если
попросить составить словесный портрет ученого, то одним из главных
отличительных признаков большинство назовет очки. Психологами доказана взаимосвязь одежды с оценкой таких характеристик,
как снобизм, робость, застенчивость, отношение к
противоположному полу, естественность или, наоборот, фальшь и неискренность.
Так, строгость одежды ассоциируется с физической силой, свобода или небрежность
- с аморальностью, преобладание вертикальных линий - с моральной чистотой и
стойкостью; плотно прилегающая одежда может свидетельствовать о чрезмерном
самоконтроле.
Одежда - социальный "сигнал", "визитная карточка" личности
Согласитесь,
трудно представить человека творческой профессии, который постоянно носит
строгий костюм. А представители деловых кругов и руководители предпочитают
консервативный стиль, причем не только в одежде, но и аксессуарах. Тот, кто
носит костюм, что называется, с иголочки, изначально воспринимается как
надежный и заслуживающий доверия, одетый бедно может вызвать сочувствие и
желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость. Спортивный костюм на деловых
переговорах будет выглядеть, по меньшей мере, нелепо, а в креативной
дизайн-студии недоумение вызовет строгий костюм с галстуком.
Итак, умение
одеваться сообразно ситуации - неотъемлемая часть искусства делать карьеру.
Одежда говорит
без слов
Через одежду
происходит своего рода самопрезентация личности, поскольку мы сами решаем
одеться именно так, а не иначе. Испанский писатель Мигель Сервантес утверждал: "Платье и облачает, и разоблачает человека". Неудивительно, одежда передает
самую разнообразную информацию (нередко и ту, которую лучше было бы скрыть):
каким человек видит себя и каким желает казаться окружающим, его самооценку
(психологи называют это "я-концепцией" личности), а также происхождение, вкусы,
привычки и даже доходы.
По вещам можно
судить о социальном статусе и жизненных предпочтениях, скрыть или, наоборот,
подчеркнуть как внутренние, так и внешние проблемы. К примеру, надевая
облегающую одежду, особенно из плотных тканей, человек подсознательно создает
для себя жесткие рамки, которые помогают «держаться в форме», контролировать
эмоции и чувства, не реагировать на перепады настроения. А вот те, кто
предпочитает свободную одежду, как правило, не приемлют строгих ограничений.
Женщину, одетую в деловом стиле,
окружающие обычно характеризуют так: критичная, серьезная, уверенная,
тактичная, умная, трудолюбивая, организованная. Тех, кто предпочитает
романтичный, фантазийный, фольклорный, спортивный и другие стили воспринимают
иначе (не секрет, что блузка из прозрачного шифона и мини-юбка в офисе
абсолютно неуместны, в частности потому, что такой наряд непроизвольно
отвлекает коллег-мужчин). А если вам по душе облегающие кофточки из мягких
тканей, то это значит, что вы стремитесь к гармонии с окружающими и самой
собой. Возможно, вам требуется постоянное подтверждение своей
привлекательности, а иногда проблема кроется в нереализованных эмоциях и
чувствах.
Итак, на что
следует обращать внимание в первую очередь, подбирая одежду для офиса?
Психологи считают, что в одежде наиболее информативные признаки статуса
личности — цена, силуэт, цвет. Рассмотрим их подробнее.
Цена
Чем она выше, тем выше статус личности в восприятии окружающих. Цену можно приблизительно определить, оценив качество одежды, эксклюзивность и соответствие современным модным тенденциям.
Чем она выше, тем выше статус личности в восприятии окружающих. Цену можно приблизительно определить, оценив качество одежды, эксклюзивность и соответствие современным модным тенденциям.
Силуэт
"Высокостатусный" силуэт по форме приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусный" - к шару. Например, пиджак типа "реглан", свитер, мягкие брюки или джинсы не получат высокой "статусной" оценки.
"Высокостатусный" силуэт по форме приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусный" - к шару. Например, пиджак типа "реглан", свитер, мягкие брюки или джинсы не получат высокой "статусной" оценки.
Цвет
В нашей стране признаком высокого
статуса традиционно принято считать ахроматическую одежду, т. е.
черно-белую. Чем ярче и насыщеннее цвет (не черный и не белый), тем ниже
предполагаемый статус. Но черный и белый цвет подходит не всем, поэтому имеет
смысл выбирать различные оттенки. Серый цвет символизирует стабильность, консерватизм и
сдержанность, и в деловой сфере приветствуются именно эти качества. Не следует
подчеркивать женственность в одежде и манерах, так как имеют значение сначала
статус, затем возраст и только потом — пол.
Подсознательное
восприятие аксессуаров и элементов гардероба также способно вершить судьбы. К
примеру, юбка повышает рейтинг деловых качеств женщины, т. е. при прочих равных
условиях претендентка на вакансию, одетая в костюм с юбкой, будет
восприниматься как более профессиональная и подходящая на должность, нежели ее
конкурентка в брюках. Бесспорно, наилучшее впечатление производят приверженцы классического делового
костюма.
Авторитет
владельца подчеркивают консервативные галстуки с окружностями, ромбами и
треугольниками, в отличие от галстуков с абстрактным рисунком.
Дресс-устав "чужого монастыря"
Имидж позволяет
человеку убедить других в том, что он соответствует их ожиданиям. Например,
устраиваясь на работу в юридическую компанию, имеет смысл выглядеть более
серьезно, чем, скажем, в аналогичной ситуации в рекламном агентстве; имидж
будущего сотрудника художественной галереи, разумеется, должен отличаться от
имиджа госслужащего. Вот почему дресс-код не имеет единого универсального
решения. На Западе, например, существует четкое разграничение. Те, кто общается
с клиентами (front office), должны одеваться в соответствии с жестким
дресс-кодом. А те, кто обеспечивает деятельность компании (back office),
могут приходить на работу в одежде по своему усмотрению. Однако "по своему
усмотрению" вовсе не значит, что одеваться можно как угодно. Многое зависит от
специфики работы организации или предприятия. В то же время можно перечислить
некоторые признаки, характерные для имиджа, соответствующего той или иной сфере
деятельности.
Финансовая
сфера предполагает респектабельные образы.
В большинстве
украинских банков, страховых и юридических компаний
внешний вид всех сотрудников строго регламентирован. Есть четкие правила
ношения рубашек, костюмов, обуви, определена даже длина брюк (из-под них не
должны быть видны носки). Сотрудники обычно носят добротные классические
черные, темно-серые и синие костюмы, сдержанные галстуки и рубашки, пиджаки и
брюки разного цвета не допускаются. Причем считается, что не соответствовать
общему стилю — значит не уважать свою компанию. Ведь в таких фирмах все - от
интерьера до внешнего вида служащих должно создавать у клиентов ощущение
уверенности и респектабельности, стабильности и надежности.
В
торговых, туристических, строительных компаниях несколько иной
подход: допускается и даже приветствуется демократичный стиль, так что можно
позволить себе и клетчатый пиджак, и джемпер.
Сфера
услуг требует тактичной, вежливой, доброжелательной
атмосферы, так что умеренно романтический стиль придется по душе и директору, и
коллегам, и посетителям.
В
рекламных и IT-агентствах, организациях СМИ одобряется креативный акцент в одежде и
аксессуарах. Поскольку никаких правил и требований практически нет, в офисах
можно увидеть сотрудников и в костюмах с модными элементами, и в свитерах, и в
джинсах, и в клетчатых рубашках, и даже в шортах и футболках с яркими
надписями.
Деловой стиль
отражает дух компании. Если вы чувствуете, что он будет для вас комфортным, то
весьма вероятно, что и карьера сложится удачно, а если же стиль одежды тяготит,
то стоит подумать, стоит ли вообще устраиваться на работу, — хотя бы потому,
что постоянное напряжение ведет к стрессу и дистрессу, пагубно влияющим на
здоровье.
Итак,
соблюдение правил делового стиля важно не просто по формальным соображениям, а
потому, что это способствует созданию образа перспективного делового человека,
которому можно доверять.
В случае, если
на предприятии никаких жестких требований к одежде нет, желательно соблюдать
следующие рекомендации:
· Каждая фирма имеет свои
особенности корпоративного стиля, и человек, который желает "прижиться" в
коллективе и тем более сделать карьеру, должен внимательно присмотреться, как
одеваются успешные сотрудники его же уровня.
· Дабы не прослыть "синим чулком" или "новогодней елкой", необходимо незаметно понаблюдать за коллегами: что они
носят, какими аксессуарами и украшениями (если это женщины) пользуются, какой
стиль самый распространенный, отдается ли предпочтение какому-нибудь цвету,
допустимо ли пользоваться духами.
· Одежда всегда должна быть по
сезону: никакого мохера или шерсти летом, хлопчатобумажных или льняных тканей
зимой.
· Выбирая ту или иную одежду для
офиса, следует позаботиться не только о собственном комфорте, но и о комфорте
коллег. А чтобы действовать наверняка, лучше руководствоваться простым
правилом: вещи должны быть к лицу, не вызывать лишних вопросов и не выглядеть
слишком дешевыми.
· Все составляющие гардероба - от
обуви до галстука или заколки в волосах — должны гармонировать друг с другом и
содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или платье
тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен.
· Лучше избегать одежды, которая
легко мнется - уже к середине дня она теряет свой вид.
· Экономия должна быть разумной:
лучше два костюма, но хороших, чем десять, но плохих.
· И женщинам, и мужчинам,
претендующим на высокие должности и приличный оклад, абсолютно необходим
качественный портфель. Это вторая после костюма вещь, которая свидетельствует о
положении, статусе и притязаниях. Деловой стиль предполагает кожаный портфель
без украшений, сочетающийся по цвету с костюмом и обувью. Женщины могут
использовать маленькую дамскую сумочку для личных вещей и деловой портфель для
документов.
· Солнечные очки в офисе носить не
принято.
· Косметика должна присутствовать,
но не бросаться в глаза.
· На прическу стоит обратить особое
внимание: растрепанные или грязные волосы недопустимы. Продуманная прическа -
возможность повысить собственную привлекательность. Мужчинам стоит иметь в
виду, что борода и усы производят неоднозначное впечатление. Исследователи в
области психологии восприятия и стилисты утверждают: наилучшее впечатление
производит гладко выбритое лицо и кожа без дефектов.
· Для того чтобы собственный стиль
не затерялся в общем корпоративном, можно добавить минимум аксессуаров: нитку
жемчуга, симпатичный шейный платок. Аксессуары должны быть неброскими и
функциональными.
· Часы — неотъемлемый элемент
дресс-кода. Если у претендента на вакантную должность нет часов или они не
соответствуют деловому стилю (слишком маленькие (большие), электронные,
перегруженные украшениями и т. д.), то можно предположить, что он не
ценит время — один из самых ценных ресурсов в бизнесе.
· Украшения должны быть изящными и
строгими, особенно у женщин.
· Обилие разных безделушек
производит неприятное впечатление, свидетельствует об отсутствии вкуса и не
соответствует имиджу не только делового, но и элегантного человека.
· При выборе парфюма принципиально
важна мера. Дело в том, что восприятие запахов сугубо индивидуально, и даже
великолепный с точки зрения одного человека аромат может оказаться абсолютно
неприемлемым для другого.
· Отсутствие вкуса многие
воспринимают как недостаток ума.
· На работе не стоит носить брюки и
джинсы с низкой посадкой, мини-юбки; бесформенную, спортивную, пляжную одежду
(топики, бриджи, сарафаны на бретельках), а также одежду из прозрачных тканей,
с глубоким вырезом (открытой спиной, животом), кричащих расцветок, с крупными
картинками или надписями. Из обуви неприемлемы кроссовки или высокие сапоги.
Существуют так
называемые цвета власти: черный, темно-синий и темно-серый, поэтому, если вы
устраиваетесь на должность специалиста высшего звена или готовитесь быть
представленным высшему руководству, эксперты советуют надевать черный,
угольно-серый или темно-синий костюм в полоску. К этой же категории принадлежит
и бордовый цвет, однако если женщины вполне могут носить костюмы этого цвета,
то мужчинам лучше ограничиться бордовыми аксессуарами (галстук, портфель,
бумажник). Светлые оттенки вроде бежевого или светло-серого создают имидж
дружелюбного и доступного человека. Красного, желтого, оранжевого и зеленого
цветов в рабочее время следует по возможности избегать.
Деловая женщина
может использовать стиль "секси", "свой парень", "мне наплевать, как я сегодня
выгляжу", но не может не думать о соответствии своего профессионального уровня
впечатлению, которое хочет произвести, и тому, которое действительно
производит.
Слово "костюм" в переводе с латинского означает "образ жизни". От того, какой "образ жизни" вы изберете, используя ресурс
дресс-кода, будет зависеть, станут ли прислушиваться к вам коллеги, будут ли
воспринимать как истинного профессионала, сможете ли вы конструктивно
взаимодействовать с ними или вами будут помыкать.
(Разбирая архив)