77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Стратегия и тактика дресс-кода

Первым набором кодов и символов, на которые обращают внимание, является одежда. Неудачный имидж, не соответствующий ситуации, может разрушить любые планы. Особенно это касается карьеры. Поэтому к выбору одежды, в которой мы приходим на работу, стоит относиться серьезно и взвешенно.
Как придешь, так и прослывешь
Человек интегрирован в социум, в котором должен существовать и контактировать с окружающим миром. Любой диалог — это обмен информацией, в процессе которого используются не только вербальные коммуникации (слова). Взаимодействуют также некие знаковые системы: внешний вид, жесты, тембр голоса и т. п.
Как же нужно выглядеть, чтобы быть адекватным ситуации собеседования с работодателем, выгодно "продать себя" и в результате занять желаемую должность? Ведь посредством внешности необходимо, с одной стороны, продемонстрировать соответствие своей личности культуре данной компании и сфере бизнеса в целом, а с другой - проявить индивидуальность, дабы не затеряться в общей массе других претендентов.
Несмотря на то что большинство работодателей платят за профессионализм, нельзя забывать о том, что внешний вид на окружающих воздействует на подсознательном уровне. Стереотипы весьма устойчивы, и по тем или иным внешним особенностям можно в общих чертах предположить, каков внутренний мир человека. Например, если попросить составить словесный портрет ученого, то одним из главных отличительных признаков большинство назовет очки. Психологами доказана взаимосвязь одежды с оценкой таких характеристик, как снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или, наоборот, фальшь и неискренность. Так, строгость одежды ассоциируется с физической силой, свобода или небрежность - с аморальностью, преобладание вертикальных линий - с моральной чистотой и стойкостью; плотно прилегающая одежда может свидетельствовать о чрезмерном самоконтроле.

Одежда - социальный "сигнал", "визитная карточка" личности
Согласитесь, трудно представить человека творческой профессии, который постоянно носит строгий костюм. А представители деловых кругов и руководители предпочитают консервативный стиль, причем не только в одежде, но и аксессуарах. Тот, кто носит костюм, что называется, с иголочки, изначально воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, одетый бедно может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость. Спортивный костюм на деловых переговорах будет выглядеть, по меньшей мере, нелепо, а в креативной дизайн-студии недоумение вызовет строгий костюм с галстуком.
Итак, умение одеваться сообразно ситуации - неотъемлемая часть искусства делать карьеру.
Одежда говорит без слов
Через одежду происходит своего рода самопрезентация личности, поскольку мы сами решаем одеться именно так, а не иначе. Испанский писатель Мигель Сервантес утверждал: "Платье и облачает, и разоблачает человека". Неудивительно, одежда передает самую разнообразную информацию (нередко и ту, которую лучше было бы скрыть): каким человек видит себя и каким желает казаться окружающим, его самооценку (психологи называют это "я-концепцией" личности), а также происхождение, вкусы, привычки и даже доходы.
По вещам можно судить о социальном статусе и жизненных предпочтениях, скрыть или, наоборот, подчеркнуть как внутренние, так и внешние проблемы. К примеру, надевая облегающую одежду, особенно из плотных тканей, человек подсознательно создает для себя жесткие рамки, которые помогают «держаться в форме», контролировать эмоции и чувства, не реагировать на перепады настроения. А вот те, кто предпочитает свободную одежду, как правило, не приемлют строгих ограничений.
Женщину, одетую в деловом стиле, окружающие обычно характеризуют так: критичная, серьезная, уверенная, тактичная, умная, трудолюбивая, организованная. Тех, кто предпочитает романтичный, фантазийный, фольклорный, спортивный и другие стили воспринимают иначе (не секрет, что блузка из прозрачного шифона и мини-юбка в офисе абсолютно неуместны, в частности потому, что такой наряд непроизвольно отвлекает коллег-мужчин). А если вам по душе облегающие кофточки из мягких тканей, то это значит, что вы стремитесь к гармонии с окружающими и самой собой. Возможно, вам требуется постоянное подтверждение своей привлекательности, а иногда проблема кроется в нереализованных эмоциях и чувствах.
Итак, на что следует обращать внимание в первую очередь, подбирая одежду для офиса? Психологи считают, что в одежде наиболее информативные признаки статуса личности — цена, силуэт, цвет. Рассмотрим их подробнее.
Цена
Чем она выше, тем выше статус личности в восприятии окружающих. Цену можно приблизительно определить, оценив качество одежды, эксклюзивность и соответствие современным модным тенденциям.
Силуэт
"Высокостатусный" силуэт по форме приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низкостатусный" - к шару. Например, пиджак типа "реглан", свитер, мягкие брюки или джинсы не получат высокой "статусной" оценки.
Цвет
В нашей стране признаком высокого статуса традиционно принято считать ахроматическую одежду, т. е. черно-белую. Чем ярче и насыщеннее цвет (не черный и не белый), тем ниже предполагаемый статус. Но черный и белый цвет подходит не всем, поэтому имеет смысл выбирать различные оттенки. Серый цвет символизирует стабильность, консерватизм и сдержанность, и в деловой сфере приветствуются именно эти качества. Не следует подчеркивать женственность в одежде и манерах, так как имеют значение сначала статус, затем возраст и только потом — пол.
Подсознательное восприятие аксессуаров и элементов гардероба также способно вершить судьбы. К примеру, юбка повышает рейтинг деловых качеств женщины, т. е. при прочих равных условиях претендентка на вакансию, одетая в костюм с юбкой, будет восприниматься как более профессиональная и подходящая на должность, нежели ее конкурентка в брюках. Бесспорно, наилучшее впечатление производят приверженцы классического делового костюма.
Авторитет владельца подчеркивают консервативные галстуки с окружностями, ромбами и треугольниками, в отличие от галстуков с абстрактным рисунком.

Дресс-устав "чужого монастыря"
Имидж позволяет человеку убедить других в том, что он соответствует их ожиданиям. Например, устраиваясь на работу в юридическую компанию, имеет смысл выглядеть более серьезно, чем, скажем, в аналогичной ситуации в рекламном агентстве; имидж будущего сотрудника художественной галереи, разумеется, должен отличаться от имиджа госслужащего. Вот почему дресс-код не имеет единого универсального решения. На Западе, например, существует четкое разграничение. Те, кто общается с клиентами (front office), должны одеваться в соответствии с жестким дресс-кодом. А те, кто обеспечивает деятельность компании (back office), могут приходить на работу в одежде по своему усмотрению. Однако "по своему усмотрению" вовсе не значит, что одеваться можно как угодно. Многое зависит от специфики работы организации или предприятия. В то же время можно перечислить некоторые признаки, характерные для имиджа, соответствующего той или иной сфере деятельности.

Финансовая сфера предполагает респектабельные образы.
В большинстве украинских банков, страховых и юридических компаний внешний вид всех сотрудников строго регламентирован. Есть четкие правила ношения рубашек, костюмов, обуви, определена даже длина брюк (из-под них не должны быть видны носки). Сотрудники обычно носят добротные классические черные, темно-серые и синие костюмы, сдержанные галстуки и рубашки, пиджаки и брюки разного цвета не допускаются. Причем считается, что не соответствовать общему стилю — значит не уважать свою компанию. Ведь в таких фирмах все - от интерьера до внешнего вида служащих должно создавать у клиентов ощущение уверенности и респектабельности, стабильности и надежности.

В торговых, туристических, строительных компаниях несколько иной подход: допускается и даже приветствуется демократичный стиль, так что можно позволить себе и клетчатый пиджак, и джемпер.

Сфера услуг требует тактичной, вежливой, доброжелательной атмосферы, так что умеренно романтический стиль придется по душе и директору, и коллегам, и посетителям.

В рекламных и IT-агентствах, организациях СМИ  одобряется креативный акцент в одежде и аксессуарах. Поскольку никаких правил и требований практически нет, в офисах можно увидеть сотрудников и в костюмах с модными элементами, и в свитерах, и в джинсах, и в клетчатых рубашках, и даже в шортах и футболках с яркими надписями.
Деловой стиль отражает дух компании. Если вы чувствуете, что он будет для вас комфортным, то весьма вероятно, что и карьера сложится удачно, а если же стиль одежды тяготит, то стоит подумать, стоит ли вообще устраиваться на работу, — хотя бы потому, что постоянное напряжение ведет к стрессу и дистрессу, пагубно влияющим на здоровье.
Итак, соблюдение правил делового стиля важно не просто по формальным соображениям, а потому, что это способствует созданию образа перспективного делового человека, которому можно доверять.

В случае, если на предприятии никаких жестких требований к одежде нет, желательно соблюдать следующие рекомендации:
· Каждая фирма имеет свои особенности корпоративного стиля, и человек, который желает "прижиться" в коллективе и тем более сделать карьеру, должен внимательно присмотреться, как одеваются успешные сотрудники его же уровня.
· Дабы не прослыть "синим чулком" или "новогодней елкой", необходимо незаметно понаблюдать за коллегами: что они носят, какими аксессуарами и украшениями (если это женщины) пользуются, какой стиль самый распространенный, отдается ли предпочтение какому-нибудь цвету, допустимо ли пользоваться духами.
· Одежда всегда должна быть по сезону: никакого мохера или шерсти летом, хлопчатобумажных или льняных тканей зимой.
· Выбирая ту или иную одежду для офиса, следует позаботиться не только о собственном комфорте, но и о комфорте коллег. А чтобы действовать наверняка, лучше руководствоваться простым правилом: вещи должны быть к лицу, не вызывать лишних вопросов и не выглядеть слишком дешевыми.
· Все составляющие гардероба - от обуви до галстука или заколки в волосах — должны гармонировать друг с другом и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен.
· Лучше избегать одежды, которая легко мнется - уже к середине дня она теряет свой вид.
· Экономия должна быть разумной: лучше два костюма, но хороших, чем десять, но плохих.
· И женщинам, и мужчинам, претендующим на высокие должности и приличный оклад, абсолютно необходим качественный портфель. Это вторая после костюма вещь, которая свидетельствует о положении, статусе и притязаниях. Деловой стиль предполагает кожаный портфель без украшений, сочетающийся по цвету с костюмом и обувью. Женщины могут использовать маленькую дамскую сумочку для личных вещей и деловой портфель для документов.
· Солнечные очки в офисе носить не принято.
· Косметика должна присутствовать, но не бросаться в глаза.
· На прическу стоит обратить особое внимание: растрепанные или грязные волосы недопустимы. Продуманная прическа - возможность повысить собственную привлекательность. Мужчинам стоит иметь в виду, что борода и усы производят неоднозначное впечатление. Исследователи в области психологии восприятия и стилисты утверждают: наилучшее впечатление производит гладко выбритое лицо и кожа без дефектов.
· Для того чтобы собственный стиль не затерялся в общем корпоративном, можно добавить минимум аксессуаров: нитку жемчуга, симпатичный шейный платок. Аксессуары должны быть неброскими и функциональными.
· Часы — неотъемлемый элемент дресс-кода. Если у претендента на вакантную должность нет часов или они не соответствуют деловому стилю (слишком маленькие (большие), электронные, перегруженные украшениями и т. д.), то можно предположить, что он не ценит время — один из самых ценных ресурсов в бизнесе.
· Украшения должны быть изящными и строгими, особенно у женщин.
· Обилие разных безделушек производит неприятное впечатление, свидетельствует об отсутствии вкуса и не соответствует имиджу не только делового, но и элегантного человека.
· При выборе парфюма принципиально важна мера. Дело в том, что восприятие запахов сугубо индивидуально, и даже великолепный с точки зрения одного человека аромат может оказаться абсолютно неприемлемым для другого.
· Отсутствие вкуса многие воспринимают как недостаток ума.
· На работе не стоит носить брюки и джинсы с низкой посадкой, мини-юбки; бесформенную, спортивную, пляжную одежду (топики, бриджи, сарафаны на бретельках), а также одежду из прозрачных тканей, с глубоким вырезом (открытой спиной, животом), кричащих расцветок, с крупными картинками или надписями. Из обуви неприемлемы кроссовки или высокие сапоги.

Существуют так называемые цвета власти: черный, темно-синий и темно-серый, поэтому, если вы устраиваетесь на должность специалиста высшего звена или готовитесь быть представленным высшему руководству, эксперты советуют надевать черный, угольно-серый или темно-синий костюм в полоску. К этой же категории принадлежит и бордовый цвет, однако если женщины вполне могут носить костюмы этого цвета, то мужчинам лучше ограничиться бордовыми аксессуарами (галстук, портфель, бумажник). Светлые оттенки вроде бежевого или светло-серого создают имидж дружелюбного и доступного человека. Красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов в рабочее время следует по возможности избегать.

Деловая женщина может использовать стиль "секси", "свой парень", "мне наплевать, как я сегодня выгляжу", но не может не думать о соответствии своего профессионального уровня впечатлению, которое хочет произвести, и тому, которое действительно производит.

Слово "костюм" в переводе с латинского означает "образ жизни". От того, какой "образ жизни" вы изберете, используя ресурс дресс-кода, будет зависеть, станут ли прислушиваться к вам коллеги, будут ли воспринимать как истинного профессионала, сможете ли вы конструктивно взаимодействовать с ними или вами будут помыкать.
(Разбирая архив)