Сфера
валютного контроля согласно статье 12 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.93 № 15 "О системе валютного регулирования и валютного
контроля" (далее - Декрет № 15)
распространяется на валютные операции при участии резидентов и нерезидентов. Контроль осуществляют уполномоченные банки, финансовые учреждения и
национальный оператор почтовой связи, получившие от Национального банка Украины
(далее – НБУ) генеральные лицензии на
проведение валютных операций, в пределах полномочий, определенных статьей 13
этого декрета. При этом органы контроля имеют право требовать от клиентов
полной информации об их валютных операциях и состоянии банковских счетов в
иностранной валюте.
Согласно
статье 7 Декрета № 15 в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах
торгового оборота используются в качестве средства платежа иностранная валюта и
денежная единица Украины - гривня. Такие расчеты осуществляются только через
уполномоченные банки в порядке, установленном НБУ.
Сроки
расчетов в иностранной валюте при осуществлении экспортно-импортных операций и
ответственность за их несоблюдение установлены Законом Украины от 23.09.94 №
185 "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (далее - Закон № 185).
Механизм
осуществления контроля - Инструкцией о порядке осуществления контроля за
экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ
от 24.03.99 № 136, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 28 мая 1999
года за № 338/3631 (далее - Инструкция №
136).
При
этом необходимо учитывать, что с 19 ноября 2012 года НБУ введены временные меры
относительно регулирования валютного рынка, в частности, касающиеся
установления срока расчетов в иностранной валюте и введения обязательной
продажи иностранной валюты.
На
сегодняшний день это установлено пунктом 1 постановления Правления НБУ от 13.12.16 № 410 "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном
рынках Украины" (далее -
Постановление № 410), действующим до 16 июня 2017 года.
Напомним,
что НБУ имеет право вводить подобные ограничения на срок, не превышающий 6
месяцев (пункт 8 статья 25 Закона Украины от 20.05.99 № 679 "О
Национальном банке Украины" и статья 1 Закона № 185).
Таким
образом, на сегодняшний день срок расчетов в иностранной валюте составляет 120
календарных дней (с 19 ноября 2012 по 28 июля 2016 года - 90 календарных дней).
Превышение
установленного срока требует специального решения (заключения) Министерства экономики Украины (статья
1 и 2 Закона № 185, Положение о порядке выдачи заключений относительно
продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденное
приказом Министерства экономики Украины от 18.01.08 № 15, зарегистрировано в
Министерстве юстиции Украины 09 февраля 2008 года за № 115/14806).
Банк
осуществляет валютный контроль по соблюдению резидентом установленного срока
при осуществлении операций:
-
экспорта на условиях последующей оплаты;
-
импорта на условиях предварительной оплаты.
Если
договор предусматривает поставку продукции, выполнения работ, предоставления
транспортных, страховых услуг, осуществления платежа в несколько этапов, то
согласно пункт 1.4 Инструкции № 136 банк осуществляет контроль за сроками
расчетов:
-
по экспортным операциям отдельно по каждому факту осуществления поставки
продукции, выполнения работ, предоставления транспортных, страховых услуг;
-
по импортным операциям - отдельно по каждому факту осуществления платежа.
Для
проведения валютного контроля резидент подает в банк все необходимые документы,
содержащие полную информация о проведенной операции (пункт 4.2 Инструкции №
136).
Согласно
п. 1.12 Инструкции № 136 копии документов, которые подаются резидентом в банк
(в том числе копии, переведенные на украинский язык), удостоверяются резидентом
(уполномоченным им лицом).
Копии
документов в электронной форме создаются резидентом путем сканирования с
оригинала документа на бумажном носителе информации и удостоверяются
электронной цифровой подписью резидента (для юридических лиц - подписью
уполномоченного лица), наложенной в соответствии с требованиями
законодательства в сфере предоставления услуг электронной цифровой подписи.
Электронные копии документов могут подаваться средствами ПТК
"клиент-банк", "клиент-Интернет-банк" и т. п.
Копии
документов в бумажной форме удостоверяются подписью резидента (для юридических
лиц - подписью уполномоченного лица) и оттиском его печати (при наличии).
Банки
имеют право требовать от резидентов перевод на украинский язык договоров с
нерезидентами, которые составлены на иностранном языке, и других документов,
необходимых для осуществления контроля за своевременностью расчетов по
экспортным, импортным операциям их клиентов (кроме документов, которые
необходимы для осуществления контроля за своевременностью расчетов по
экспортным операциям, изложенных на английским языке, а также изложенных на
иностранном языке с одновременным переводом на английский язык).
Не
переводятся на украинский язык документы, составленные:
-
на русском языке, а также те, текст которых изложен на иностранном языке с
одновременным его изложением на украинском (русском) языке;
-
на иностранном языке, при условии, что они отличаются лишь цифровой информацией
и/или данными относительно конкретных физических лиц (фамилия, имя и отчество,
местожительство) либо юридических лиц (наименование, местонахождение) от
образца, который переведен с иностранного языка с соблюдением требований
четвертого абзаца этого пункта.
НБУ
в письме от 08.02.17 № 25-0008/9995 указывает на целесообразность запрашивать
информацию относительно клиента у других банков путем обмена информацией между
банками средствами электронной почты НБУ, что, по мнению НБУ, будет
способствовать избежанию рисков использования поддельных документов. НБУ
акцентирует внимание на том, что банк обязан принимать достаточные меры для
предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения
оружия массового уничтожения. В случае выявления нарушений, в том числе
признаков осуществления банком рисковой деятельности, НБУ будет рассматриваться
вопрос относительно применения к банку соответствующих мер воздействия.
В
случае нарушения резидентом установленного срока банк предоставляет информацию
об этом в налоговый орган и НБУ (пункт 5.9 Инструкции № 136).
Налоговый
орган, в свою очередь, принимает меры относительно взыскания пени в
соответствии с требованиями статьи 4 Закона № 185 в размере 0,3 % за каждый
день просрочки от суммы невозвращенной в срок экспортной выручки (стоимости
недопоставленного импортного товара), пересчитанной в гривну по валютному курсу
НБУ на день возникновения задолженности.
Если
превышение установленного срока обусловлено возникновением форс-мажорных
обстоятельств, течение этого срока останавливается на весь период действия
таких форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем
окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением форс-мажорных
обстоятельств является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о
форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы) или другой
уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора или
третьей страны в соответствии с условиями договора (статья 6 Закона № 185).
Обращаем
внимание, что установленные Законом № 185 сроки расчетов в иностранной валюте
распространяются исключительно на торговые операции, то есть
импортно-экспортные операции. Требования Закона № 185 не распространяются, в
частности, на следующие операции:
•
операции, связанные с выполнением обязательств по лизингу (письмо Государственной
фискальной службы (далее – ГФС) от
16.09.14 № 3581/6/99-99-12-01-03-15);
•
кредитные операции (письмо НБУ от 27.10.97 № 13-125/2137-7794).
Дополнительно отметим Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участниках, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.08.16 № 369 (далее - Положение № 369), которое разработано с целью недопущения осуществления банками рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка и повышения эффективности управления рисками.
Так,
согласно п. 3 Положения № 369 банк обязан обеспечить всесторонний анализ и
проверку документов (информации) о финансовых операциях клиентов банка и
сведений об их участниках, которые являются основанием для:
-
покупки иностранной валюты с целью перечисления за пределы Украины;
-
перечисления иностранной валюты за пределы Украины;
-
перечисления средств в гривнях в пользу нерезидентов через корреспондентские
счета банков-нерезидентов, открытые в банках;
-
перечисления средств в пользу нерезидентов через филиалы банков, открытые на
территории других государств;
-
предоставления согласия на обслуживание операций по договору (в том числе в случае
внесения изменений к договору), который предусматривает выполнение резидентами
долговых обязательств перед нерезидентами за привлеченными от нерезидентов
кредитами, ссудами в иностранной валюте;
-
зачисление средств в гривнях и иностранной валюте на инвестиционные счета,
которые открываются нерезидентам-инвесторам в банках Украины, как возвращение
иностранной инвестиции и прибылей, доходов, других средств, полученных
иностранным инвестором от инвестиционной деятельности в Украине и т. п.
В
случае обнаружения индикаторов рисковой финансовой операции банк обязан
составить соответствующее заключение по результатам осуществленного анализа.
Заключение
о недостаточности финансовой возможности проводить или инициировать проведение
финансовой операции на соответствующую сумму; отсутствие экономической
целесообразности (смысла) финансовой операции и/или наличия признаков
осуществления банком рисковой деятельности; наличие подозрений; наличие
оснований считать, что характер или последствия финансовых операций могут нести
реальную или потенциальную опасность интересам вкладчиков или других кредиторов
банка является основанием для отказа банком в осуществлении финансовых операций
клиента (п. 12 Положения № 369).
Импортные
операции
Импорт
(выпуск для свободного обращения) - это таможенный режим, в соответствии с
которым иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных
законами Украины на импорт этих товаров, и выполнения всех необходимых
таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной
территории Украины (статья 74 Таможенного кодекса Украины). Условия и правила
размещения товаров в таможенный режим импорта регулируются гл. 13 ТКУ (см. тему
Учет импортных товаров).
Валютному
контролю в течение 120 календарных дней подлежат операции по импортным
договорам, осуществляемые на условиях предварительной оплаты (статья 2 Закона №
185 и пункт 1 Постановления № 410).
То
есть при перечислении предоплаты за товар (услуги) по импортному договору в
течение 120 календарных дней товар должен быть поставлен в Украину (услуги
должны быть оказаны) либо предоплата должна быть возвращена.
Отсчет
этого срока начинается со следующего календарного дня после осуществления
авансового платежа. В случае нарушения срока начисление пени начинается с
первого дня после окончания 120-дневного срока и взимается за каждый день
просрочки, включая день осуществления импорта товара (предоставления работ,
услуг), подтвержденного оформлением таможенной декларации (других документов,
подтверждающих выполнение нерезидентом работ (предоставление услуг)). На это
также обращает внимание ГФС в Базе знаний "ЗІР", подкатегория 114.10.
Обращаем
внимание, что банк осуществляет контроль в пределах суммы перечисленной
предоплаты. Например, если перечислено 100000 евро предоплаты, то в течение 120
календарных дней именно на эту сумму в Украину должен быть поставлен товар
(получены услуги) либо эта сумма должна быть возвращена.
Уменьшение
суммы валютного контроля может быть осуществлено вследствие причин, указанных в
пункте 1.9 Инструкции № 136, в частности:
-
при пересмотре цены товаров в связи с несоответствием их количественных и/или
качественных характеристик условиям договора - на сумму недопоставленных и/или
некачественных товаров. Решение о таком несоответствии принимает Международный
коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при
Торгово-промышленной палате либо другой орган (экспертная организация и т. п.),
уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие
согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора либо третьей
страны в соответствии с условиями договора;
-
при пересмотре цены товаров вследствие действий форс-мажорных обстоятельств,
которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик
товара, - на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных
товаров. Изменение цены товара должно быть подтверждено Торгово-промышленной
палатой или другим уполномоченным органом (экспертной организацией) согласно
правилам или обычаям страны расположения стороны договора либо третьей страны в
соответствии с условиями договора;
-
если товары уничтожены, конфискованы, испорчены, украдены, утеряны - на сумму
их стоимости (если право собственности на товар в соответствии с условиями
договора принадлежит резиденту). Наличие таких обстоятельств должно быть
подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение
согласно законодательству страны, на территории которой произошли такие
события;
-
при оплате комиссионных вознаграждений банкам-нерезидентам.
Дополнительно
отметим, что при импортировании товара по договору комиссии ответственность
относительно соблюдения валютного контроля несет комиссионер. На это также
обращается внимание в письме от 21.02.02 № 1151/6/23-5315 и в Базе знаний
"ЗІР" (подкатегория 114.10). То есть если комиссионер заключил
договор с нерезидентом на покупку товара на условиях предоплаты и нарушил
установленный законодательством срок, в течение которого товар должен быть
поставлен в Украину, то пеня взыскивается именно с комиссионера (см. также тему
Учет импорта товаров по договору комиссии).
Особенности
контроля при перечислении нерезиденту по импортному договору валютных средств,
в том числе с использованием аккредитивной формы расчетов
Если
для осуществления платежа в адрес нерезидента у предприятия нет на текущем
счету собственных валютных средств (либо эта сумма недостаточна), то валютные
средства приобретаются на межбанковском валютном рынке Украины (МВРУ) в
порядке, предусмотренном Положением о порядке и условиях торговли иностранной
валютой, утвержденным постановлением НБУ от 10.08.05 № 281, зарегистрировано в Министерстве юстиции
Украины 29 августа 2005 года за № 950/11230 (далее - Положение № 281) для торговых операций.
Банкам
запрещено покупать иностранную валюту по поручению клиента:
-
за счет денежных средств (в гривне), привлеченных этим клиентом в форме
кредита, с учетом исключений, приведенных в подпункте 1 пункте 1 постановления
Правления НБУ от 23.02.15 № 124 (далее – Постановление № 124);
-
который имеет денежные средства в иностранной валюте, размещенные на текущих и
депозитных счетах, на балансовых счетах 2602 "Средства в расчетах
субъектов хозяйствования" как денежное обеспечение (покрытие) клиента по
гарантиям/контргарантиям/резервным аккредитивам, в этом и/или других
уполномоченных банках. Такой клиент-резидент выполняет обязательство в
иностранной валюте за счет имеющихся у него средств в иностранной валюте. Это
ограничение установлено подпунктом 14 пункта 6 Постановления № 410. Запрет не
распространяется на случаи, когда общая сумма денежных средств в иностранной
валюте, размещенных на указанных счетах, менее 100000 долларов США (в
эквиваленте согласно официальному курсу гривны к соответствующей валюте).
Клиенты-резиденты обязаны предоставить уполномоченному банку информацию об
общей сумме средств в иностранной валюте, размещенных на таких счетах.
Для
осуществления покупки иностранной валюты по поручению клиентов согласно подпункту
11 пункта 6 Постановления № 410 банки обязаны предварительно зачислять денежные
средства в гривне на отдельный аналитический счет балансового счета 2900, с
которого эти средства могут быть перечислены для покупки иностранной валюты не
ранее следующего операционного дня со дня зачисления гривен на этот счет при
условии отсутствия запрета НБУ осуществлять отдельные операции этого клиента,
выданного НБУ в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией о порядке
формирования уполномоченными банками реестров, утвержденной постановлением
Правления НБУ от 07.04.16 № 247 (далее -
Инструкция № 247).
Таким
образом, при отсутствии на дату подачи заявления на покупку валюты запрета НБУ
на ведение операций этого клиента банк осуществляет следующие действия для
покупки валюты:
-
банк зачисляет на счет 2900 такой объем средств в гривнях, который достаточен
для осуществления покупки указанного в заявлении объема иностранной валюты,
пересчитанный по курсу гривны к иностранной валюте на день зачисления средств в
гривнях на счет 2900, но не ниже, чем официальный курс гривны к иностранной
валюте, установленный НБУ на этот день;
-
на следующий операционный день банк покупает иностранную валюту на МВРУ. В
случае изменения курса иностранной валюты в день осуществления операции покупки
иностранной валюты уполномоченным банкам разрешено дополнительно зачислять
средства в гривнях на счет 2900 в сумме, которой не хватает для выполнения
заявления клиента о покупке иностранной валюты. Если клиент не имеет
возможности перечислить дополнительную сумму гривен на покупку иностранной
валюты и согласен на приобретение меньшей суммы иностранной валюты, то банк
осуществляет покупку иностранной валюты на сумму меньше, чем указана в
заявлении о покупке иностранной валюты;
-
в день покупки валюты предоставляет всю информацию об операции НБУ.
Кроме
того, специальный банковский контроль содержит Постановление № 124.
Так,
согласно с этим документом, авансовые платежи (предварительная оплата) в
иностранной валюте за импорт товара по внешнеэкономическому договору общей
стоимостью, превышающей 1000000 долларов США (эквивалент этой суммы в другой иностранной
валюте по официальному курсу НБУ на день заключения договора), могут
осуществляться исключительно на условиях документарного аккредитива, изложенных
в подпункте 2 пункта 1 Постановления № 124.
При
этом следует учитывать следующее:
-
если сумма договора не определена, то согласно с пунктом 3 Постановления № 124
требования относительно применения аккредитива применяются, если общая сумма
осуществленных переводов (во исполнение обязательств перед нерезидентом
относительно импорта товара) превышает 1000000 долларов США;
-
эти требования также распространяются на случаи осуществления резидентом
авансовых платежей (предыдущей оплаты) в иностранной валюте за импорт товаров
по внешнеэкономическим договорам (контрактами), заключенным с одним и тем же
нерезидентом, если общая сумма авансовых платежей (предыдущей оплаты) по
договорам в течение одного календарного месяца превышает 1000000 долларов США;
-
эти требования не распространяются на импортные операции резидентов по покупке
товаров, список которых приведен в п. 4 Постановления № 124.
Напомним,
что аккредитив является одной из форм безналичного расчета (статья 1088 Гражданского кодекса Украины) (далее - ГКУ).
Расчеты
по аккредитивам регулируются статьями 1093 - 1098 ГКУ.
При
расчете аккредитивом банк-эмитент по поручению клиента (плательщика) -
заявителя аккредитива и в соответствии с его указаниями или от своего имени
обязывается провести платеж на условиях, определенных аккредитивом, или
поручает другому (исполняющему) банку осуществить этот платеж в интересах
получателя денежных средств или определенного им лица - бенефициара.
Условия
аккредитива заключаются в том, что продавец товаров (услуг) сможет получить
денежные средства только после того, как документально подтвердит отгрузку
товара (предоставление услуги), их качество, количество и т. п. Причем
подтвердить это продавец должен будет не покупателю, а банку, в котором открыт
аккредитив. При этом банк покупателя гарантирует, что при представлении всех
должным образом оформленных документов платеж в интересах продавца будет
осуществлен обязательно. Следует отметить, что перечень необходимых документов,
а также срок, в течение которого продавец должен успеть их предъявить,
предусматриваются в договоре между продавцом и покупателем.
Таким
образом, главным преимуществом аккредитива является то, что данная форма
расчетов предоставляет дополнительные гарантии обоим участникам операции. В
данном случае продавец может быть уверен, что при осуществлении отгрузки товара
непременно получит за него денежное возмещение от банка, а покупатель не
лишится своих денежных средств, пока у банка не будет документальных оснований
осуществить платеж в интересах продавца. Аккредитив служит своего рода
компромиссом в случае, когда продавец товара сомневается в платежеспособности
покупателя и требует предоплаты, а покупатель сомневается в надежности
продавца, не решается рисковать своими деньгами и осуществлять такую
предоплату.
Порядок
осуществления уполномоченными банками операций по документарным аккредитивам в
расчетах по внешнеэкономическим операциям регулируется Положением, утвержденным
постановлением Правления НБУ от 03.12.03 № 514, зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины 24 декабря 2003 года за № 1213/8534.
Обращаем
внимание, что при использовании аккредитивной формы расчетов по импортному
договору установленный срок валютного контроля начинается с момента
осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента (письма
главного налогового органа от 13.06.02 № 9433/7/23-5317 и от 19.07.96 №
22-305/10-4616).
Таким
образом, по сути, при импорте с аккредитивной формой расчета оплата товара
является вторым событием и, соответственно, течение установленного срока не
может быть нарушено. Исключением из данного правила может быть только вариант,
при котором по условиям аккредитива его раскрытие осуществляется
непосредственно после отгрузки товара, а сам товар транспортируется в Украину
свыше установленного срока валютного контроля.
Кроме
того, при использовании аккредитивной формы расчетов следует учитывать, что
если резидент-импортер депонирует валютные денежные средства на аккредитивном
счете иностранного банка, то для осуществления такой операции ему необходимо
получить индивидуальную лицензию НБУ (пункт 4 "д" статьи 5 Декрета №
15). Такая лицензия выдается на определенный срок, необходимый для осуществления
операции.
Закрытие
валютного контроля при получении импортного товара
Моментом
совершения импортной операции для целей применения статьи 2 и статьи 4 Закона №
185 является момент фактического пересечения товаром таможенной границы Украины
(пункт 1 части 9 заключения Верховного Суда Украины от 01.02.2013 года).
Согласно
пункту 3.3 Инструкции № 136 банк снимает с валютного контроля импортную
операцию резидента после:
-
получения информации об этой операции из реестра таможенных деклараций (типа
IM-40 "Импорт", IM-41 "Реимпорт", IM-72 "Магазин
беспошлинной торговли", IM-75 "Отказ в пользу государства",
IM-76 "Уничтожение или разрушение") - если для таможенного оформления
продукции используется таможенная декларация;
-
предъявления резидентом документа (кроме таможенной декларации), который
используется для таможенного оформления продукции, - если для таможенного
оформления продукции не используется таможенная декларация;
-
предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора
подтверждает выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав
интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных
для продажи (возмездной передачи), - в иных случаях.
Дополнительными
основаниями для снятия операции с контроля, кроме реестра таможенных
деклараций, могут быть:
-
письменное уведомление другого банка, которому таможенный орган направил
информацию об этой операции резидента, о получении такого реестра,
удостоверенное подписью ответственного лица и оттиском печати банка (в
уведомлении указываются номер и дата реестра, вся имеющаяся в реестре
информация об операции резидента, а также стоимости продукции в той части, в
какой сведения передаются другому банку). Это уведомление предоставляется по
электронной почте НБУ;
-
письменное уведомление таможенного органа, заверенное подписью его руководителя
(заместителя руководителя), а также заверенная в установленном порядке копия
таможенной декларации для операций, контроль за которыми осуществлен согласно
п.п. 3.3 Инструкции № 136. Напомним, что согласно этой норме банк осуществляет
контроль за своевременностью расчетов только относительно той части импортного
договора резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме (в случае
изменения условий бартерного договора, который предусматривает замену
обязательств резидента с поставки товара на обязательство относительно оплаты
товара нерезиденту полностью или частично в денежной форме);
-
документы, подтверждающие поставку продукции в пользу резидента-реципиента
(получателя) международной технической помощи в соответствии с международными
договорами Украины. Для подтверждения факта получения резидентом услуг от
международных информационных и платежных систем используются соответствующие
договоры, счета на оплату услуг, документы, которые формирует платежная система
после осуществления взаиморасчетов, и т. п.
Закрытие
валютного контроля при возврате предоплаты по импортному договору
Если
по импортному договору товар не поступает, то авансовые денежные средства
должны быть возвращены в установленный 120-дневный срок в полном объеме
(подпункт "ґ" пункта 1.9 Инструкции № 136).
Однако
сумма предварительной оплаты, возвращенная нерезидентом в связи с неисполнением
сторонами своих обязательств, может быть уменьшена на сумму комиссионных
вознаграждений, удержанную банками-нерезидентами, если оплата комиссионных
вознаграждений резидентом - получателем денежных средств предусмотрена
условиями импортного договора и подтверждена соответствующим банковским
документом (подтверждение не требуется, если уплата комиссионного
вознаграждения предусмотрена импортным договором и по каждому платежу не
превышает 50 евро или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте)
(подпункт "е" пункта 1.9 Инструкции № 136).
Если
возврат средств осуществляет другой банк, то согласно пункта 3.5 Инструкции №
136 резидент самостоятельно передает банку, который по поручению резидента
осуществил платеж в пользу нерезидента, копии документов, которые подтверждают
возврат денежных средств. Ответственность за нарушение этого условия
возлагается на резидента.
Особенности
валютного контроля при возврате нерезидентом валютных денежных средств,
предварительно приобретенных на МВРУ
При
возврате валютных денежных средств резиденту существует еще один вид валютного
контроля, заключающегося в продаже возвращенной валюты, в случае если
изначально платеж осуществлялся не за счет собственных валютных средств
резидента, а за счет валюты, купленной на МВРУ.
Напомним,
что согласно статье 3 Закона № 185 НБУ имеет право устанавливать срок, в
течение которого купленная резидентом на МВРУ иностранная валюта для
обеспечения исполнения обязательств перед нерезидентом должна быть использована
по назначению, и порядок ее продажи в случае несоблюдения резидентом этого
срока. В случае нарушения резидентами сроков, установленных НБУ, приобретенная
валюта согласно ст. 5 Закона № 185 подлежит обязательной продаже на МВРУ.
В
соответствии с требованиями пунктом 7 раздела III Положения № 281 банк продает
на МВРУ полученную на распределительный счет валюту без поручения клиента в
течение одного дня. При этом положительная курсовая разница, которая может возникнуть
по такой операции, ежеквартально перечисляется в Государственный бюджет
Украины, а отрицательная курсовая разница относится на результаты хозяйственной
деятельности резидента (письма ГНАУ от 25.12.08 № 27090/7/22-5017 и НБУ от
13.05.08 № 13-116/2065-6286).
Пунктом
2 раздела V Положения № 281 установлено, что за нарушение данного требования
субъекты рынка (то есть банки) несут ответственность согласно статье 73 Закона
№ 2121.
Данная
норма была введена постановлением Правления НБУ от 19.07.12 г. № 308, зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 09 августа 2012 года за № 1352/21664, вступившим
в силу 23 августа 2012 года.
До
этого времени НБУ не определял санкции для банков за нарушение срока продажи
валюты, поэтому было неясно, кто именно (банк или предприятие-резидент)
ответственен за нарушения срока продажи валюты с распределительного счета.
Законом № 185 тоже четко не определено, кто именно должен перечислять данную
положительную разницу. Ранее главный налоговый орган высказывал мнение о том,
что такую положительную разницу перечисляет резидент, начисляя при этом
дополнительный доход, определенный в виде разницы между курсами МВРУ на дату
приобретения валюты и на дату ее продажи. При этом положительная курсовая
разница должна была перечисляться в бюджет по коду 21081000 "Пеня за
нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, за
неисполнение обязательств и штрафные санкции за нарушение требований валютного
законодательства". С 23 августа 2012 года ответственность за нарушение
пятидневного срока продажи валюты НБУ возложена на банки. И это логично, потому
что продажа валюты осуществляется непосредственно с распределительного счета, а
не с текущего счета клиента (предприятия-резидента). Однако непонятно, как
банки должны рассчитывать разницу, подлежащую перечислению в бюджет в связи с
такой операцией, и за счет каких средств она должна быть уплачена.
НБУ
в письме от 26.03.14 № 29-207/12713 настаивал на том, что действующим законодательством
на банки не возложена обязанность относительно осуществления такого
перечисления без поручения клиента. Поэтому положительную курсовую разницу в
данном случае должны перечислять именно субъекты хозяйствования - резиденты
Украины, которым возвращена иностранная валюта.
Однако
Высший административный суд Украины в определении от 12.05.2014 года по делу №
К/800/6191/14 указал, что уплачивать положительную курсовую разницу в бюджет
должны только
банки и финансовые учреждения. При этом суд указал на то, что предприятие не
является субъектом рынка (уполномоченным банком, уполномоченным финансовым
учреждением), у которого возникает обязанность перечислять положительную
курсовую разницу в государственный бюджет Украины, в понимании пункта 7 раздела
III Положения № 281. Аналогичная позиция была высказана Киевским апелляционным
административным судом в определении от 23.07.2015 года по делу № 826/4380/15,
а также Харьковским апелляционным административным судом в определениях от
12.05.2015 года по делу № 820/1758/15 и от 23.12.2014 года № 820/17078/14.
Отметим,
что главный налоговый орган на сегодняшний день четко не высказал свое мнение
по этому вопросу, указывая в Базе знаний "ЗІР" (подкатегория 114.02)
на то, что разницу надо уплачивать в бюджет, но кем и в каком порядке, остается
загадкой.
Хотя,
по мнению специалистов ГУ ГФС в Харьковской и Запорожской областях, разница
должна уплачиваться в бюджет по коду бюджетной классификации 21081000
резидентами, под которыми, судя по всему, понимаются клиенты банка, а не сам
банк (письма ГУ ГФС Харьковской области от 29.12.15 № 5011/10/20-40-22-07-12 и
ГУ ГФС Запорожской области от 10.03.16 № 744/10/08-01-12-04-11).
В
любом случае, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым. Поэтому при
возникновении положительной курсовой разницы при возврате валюты от нерезидента
нелишним будет обратиться за индивидуальным разъяснением в ГФС, указав в
запросе вышеприведенную судебную практику (см. также тему Практика рассмотрения
судебных споров в сфере внешнеэкономической деятельности).
Особенности
закрытия валютного контроля при осуществлении импорта без ввоза
При
импорте без ввоза товар фактически не пересекает таможенную границу Украины.
Кабинет
Министров Украины постановлением от 05.12.07 № 1392 утвердил Порядок
определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на
территорию Украины (далее - Порядок №
1392), согласно пункта 2 которого срок завершения импортной операции без
ввоза товара на территорию Украины по внешнеэкономическим договорам не может
превышать 180 календарных дней с момента осуществления резидентом авансового
платежа или выставления векселя в интересах нерезидента, а в случае
осуществления расчетов в форме документарного аккредитива - с момента
осуществления уполномоченным банком платежа в интересах нерезидента.
Таким
образом, срок валютного контроля при осуществлении импорта без ввоза составляет
180 календарных дней. На это обращает внимание главный налоговый орган в письме
от 19.08.16 № 18026/6/99-99-15-02-02-15, разъяснении от 25.07.2014 года и Базе
знаний "ЗІР" (подкатегория 114.02).
Однако,
на наш взгляд, данный срок должен быть сокращен с учетом введенных НБУ
временных мер по регулированию валютного рынка Украины до 120 календарных дней.
Потому что согласно преамбуле постановления № 1392 разработано в соответствии с
требованиями статьи 2 Закона № 185, а, значит, напрямую зависит от действия
данной нормой.
Относительно
документального подтверждения завершения импортной операции без ввоза
необходимо отметить следующее.
Импортная
операция резидента без ввоза товара на территорию Украины считается завершенной
согласно п. 3 Порядка № 1392 при наличии одного из следующих условий:
-
зачисления выручки, полученной от нерезидента, на счет резидента в
уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины;
-
представления документов, подтверждающих использование резидентом товара за
пределами Украины, перечень которых определяется НБУ.
Согласно
пункта 3.6 Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента в случае
импорта товара без его ввоза на территорию Украины исключительно при наличии
одного из следующих условий:
-
зачисление выручки, полученной от нерезидента, на счет резидента в
уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины.
Отметим, что в этом случае валютный контроль по экспортной операции
осуществляет банк, через который производилась оплата импортного товара;
-
представление документов, подтверждающих использование резидентом товара за
пределами Украины на основании договоров, других форм документов, которые
применяются в международной практике и могут считаться договором (пункт 4
письма от 11.05.07 № 9433/7/22-6017).
Отметим
также письмо от 08.10.15 № 21405/6/99-99-19-03-02-15, в котором главный
налоговый орган разъяснил, что банк не осуществляет контроль по срокам
осуществления операции продажи товара нерезиденту, при которой товар фактически
не вывозится за пределы таможенной территории Украины (экспорт без вывоза).