Как придешь, так и прослывешь
Человек интегрирован в социум,
в котором должен существовать и контактировать с окружающим миром. Любой
диалог — это обмен информацией, в процессе которого используются не только
вербальные коммуникации (слова). Взаимодействуют также некие знаковые
системы: внешний вид, жесты, тембр голоса и т. п.
Как же нужно выглядеть, чтобы
быть адекватным ситуации собеседования с работодателем, выгодно "продать
себя" и в результате занять желаемую должность? Ведь посредством внешности
необходимо, с одной стороны, продемонстрировать соответствие своей личности
культуре данной компании и сфере бизнеса в целом, а с другой — проявить
индивидуальность, дабы не затеряться в общей массе других претендентов.
Несмотря на то что большинство
работодателей платят за профессионализм, нельзя забывать о том, что внешний
вид на окружающих воздействует на подсознательном уровне. Стереотипы весьма
устойчивы, и по тем или иным внешним особенностям можно в общих чертах
предположить, каков внутренний мир человека. Например, если попросить
составить словесный портрет ученого, то одним из главных отличительных
признаков большинство назовет очки.
Психологами доказана взаимосвязь одежды с оценкой таких характеристик, как снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или, наоборот, фальшь и неискренность. Так, строгость одежды ассоциируется с физической силой, свобода или небрежность — с аморальностью, преобладание вертикальных линий — с моральной чистотой и стойкостью; плотно прилегающая одежда может свидетельствовать о чрезмерном самоконтроле.
Психологами доказана взаимосвязь одежды с оценкой таких характеристик, как снобизм, робость, застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или, наоборот, фальшь и неискренность. Так, строгость одежды ассоциируется с физической силой, свобода или небрежность — с аморальностью, преобладание вертикальных линий — с моральной чистотой и стойкостью; плотно прилегающая одежда может свидетельствовать о чрезмерном самоконтроле.
Одежда — социальный "сигнал", "визитная карточка" личности. Согласитесь, трудно представить человека творческой профессии, который
постоянно носит строгий костюм. А представители деловых кругов и руководители
предпочитают консервативный стиль, причем не только в одежде, но и
аксессуарах. Тот, кто носит костюм, что называется, с иголочки, изначально
воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, одетый бедно может
вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость.
Спортивный костюм на деловых переговорах будет выглядеть, по меньшей мере,
нелепо, а в креативной дизайн-студии недоумение вызовет строгий костюм с галстуком.
Итак, умение одеваться
сообразно ситуации — неотъемлемая часть искусства делать карьеру.
Одежда говорит без слов
Через одежду происходит своего
рода самопрезентация личности, поскольку мы сами решаем одеться именно так, а
не иначе. Испанский писатель Мигель Сервантес утверждал: "Платье и облачает,
и разоблачает человека". Неудивительно, одежда передает самую разнообразную
информацию (нередко и ту, которую лучше было бы скрыть): каким человек видит
себя и каким желает казаться окружающим, его самооценку (психологи называют
это "я-концепцией" личности), а также происхождение, вкусы, привычки и даже
доходы.
По вещам можно судить о
социальном статусе и жизненных предпочтениях, скрыть или, наоборот,
подчеркнуть как внутренние, так и внешние проблемы. К примеру, надевая
облегающую одежду, особенно из плотных тканей, человек подсознательно создает
для себя жесткие рамки, которые помогают "держаться в форме", контролировать
эмоции и чувства, не реагировать на перепады настроения. А вот те, кто
предпочитает свободную одежду, как правило, не приемлют строгих ограничений.
Женщину, одетую в деловом
стиле, окружающие обычно характеризуют так: критичная, серьезная,
уверенная, тактичная, умная, трудолюбивая, организованная. Тех, кто
предпочитает романтичный, фантазийный, фольклорный, спортивный и другие стили
воспринимают иначе (не секрет, что блузка из прозрачного шифона и
мини-юбка в офисе абсолютно неуместны, в частности потому, что такой наряд
непроизвольно отвлекает коллег-мужчин). А если вам по душе облегающие кофточки
из мягких тканей, то это значит, что вы стремитесь к гармонии с окружающими и
самой собой. Возможно, вам требуется постоянное подтверждение своей
привлекательности, а иногда проблема кроется в нереализованных эмоциях и
чувствах.
Итак, на что следует обращать
внимание в первую очередь, подбирая одежду для офиса? Психологи считают, что
в одежде наиболее информативные признаки статуса личности — цена, силуэт,
цвет. Рассмотрим их подробнее.
Цена
Чем она выше,
тем выше статус личности в восприятии окружающих. Цену можно приблизительно
определить, оценив качество одежды, эксклюзивность и соответствие современным
модным тенденциям.
Силуэт
"Высокостатусный" силуэт по форме приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми
углами, а "низкостатусный" — к шару. Например, пиджак типа "реглан", свитер,
мягкие брюки или джинсы не получат высокой "статусной" оценки.
Цвет
В нашей
стране признаком высокого статуса традиционно принято считать ахроматическую
одежду, т.е. черно-белую. Чем ярче и насыщеннее цвет (не черный и
не белый), тем ниже предполагаемый статус. Но черный и белый цвет подходит не
всем, поэтому имеет смысл выбирать различные оттенки. Серый цвет
символизирует стабильность, консерватизм и сдержанность, и в деловой сфере
приветствуются именно эти качества. Не следует подчеркивать женственность в
одежде и манерах, так как имеют значение сначала статус, затем возраст и
только потом — пол.
Подсознательное восприятие
аксессуаров и элементов гардероба также способно вершить судьбы. К примеру,
юбка повышает рейтинг деловых качеств женщины, т.е. при прочих равных
условиях претендентка на вакансию, одетая в костюм с юбкой, будет
восприниматься как более профессиональная и подходящая на должность, нежели
ее конкурентка в брюках.
Бесспорно, наилучшее впечатление производят
приверженцы классического делового костюма.
Авторитет владельца
подчеркивают консервативные галстуки с окружностями, ромбами и
треугольниками, в отличие от галстуков с абстрактным рисунком.
Дресс-устав "чужого монастыря"
Имидж позволяет человеку
убедить других в том, что он соответствует их ожиданиям. Например,
устраиваясь на работу в юридическую компанию, имеет смысл выглядеть более
серьезно, чем, скажем, в аналогичной ситуации в рекламном агентстве; имидж
будущего сотрудника художественной галереи, разумеется, должен отличаться от
имиджа госслужащего.
Вот почему дресс-код не имеет единого универсального
решения. На Западе, например, существует четкое разграничение. Те, кто
общается с клиентами (front office), должны одеваться в соответствии с
жестким дресс-кодом. А те, кто обеспечивает деятельность компании (back
office), могут приходить на работу в одежде по своему усмотрению. Однако
«по своему усмотрению» вовсе не значит, что одеваться можно как угодно.
Многое зависит от специфики работы организации или предприятия. В то же время
можно перечислить некоторые признаки, характерные для имиджа,
соответствующего той или иной сфере деятельности.
Финансовая сфера предполагает респектабельные
образы.
В большинстве украинских банков,
страховых и юридических компаний внешний вид всех сотрудников строго
регламентирован. Есть четкие правила ношения рубашек, костюмов, обуви,
определена даже длина брюк (из-под них не должны быть видны носки).
Сотрудники обычно носят добротные классические черные, темно-серые и синие
костюмы, сдержанные галстуки и рубашки, пиджаки и брюки разного цвета не
допускаются. Причем считается, что не соответствовать общему стилю — значит
не уважать свою компанию. Ведь в таких фирмах все — от интерьера до внешнего
вида служащих должно создавать у клиентов ощущение уверенности и
респектабельности, стабильности и надежности.
В торговых, туристических,
строительных компаниях несколько иной подход: допускается и даже приветствуется демократичный
стиль, так что можно позволить себе и клетчатый пиджак, и джемпер.
Сфера услуг требует тактичной, вежливой,
доброжелательной атмосферы, так что умеренно романтический стиль придется по
душе и директору, и коллегам, и посетителям.
В рекламных и IT-агентствах,
организациях СМИ одобряется креативный акцент в одежде и аксессуарах. Поскольку никаких
правил и требований практически нет, в офисах можно увидеть сотрудников и в
костюмах с модными элементами, и в свитерах, и в джинсах, и в клетчатых
рубашках, и даже в шортах и футболках с яркими надписями.
Деловой стиль отражает дух
компании. Если вы чувствуете, что он будет для вас комфортным, то весьма
вероятно, что и карьера сложится удачно, а если же стиль одежды тяготит, то
стоит подумать, стоит ли вообще устраиваться на работу, — хотя бы потому, что
постоянное напряжение ведет к стрессу и дистрессу, пагубно влияющим на
здоровье.
Итак, соблюдение правил
делового стиля важно не просто по формальным соображениям, а потому, что это
способствует созданию образа перспективного делового человека, которому можно
доверять.
В случае, если на предприятии
никаких жестких требований к одежде нет, желательно соблюдать следующие
рекомендации:
- Каждая фирма имеет свои
особенности корпоративного стиля, и человек, который желает "прижиться" в коллективе и тем более сделать карьеру, должен внимательно
присмотреться, как одеваются успешные сотрудники его же уровня.
- Дабы не прослыть "синим
чулком" или "новогодней елкой", необходимо незаметно понаблюдать за
коллегами: что они носят, какими аксессуарами и украшениями (если это
женщины) пользуются, какой стиль самый распространенный, отдается ли
предпочтение какому-нибудь цвету, допустимо ли пользоваться духами.
- Одежда всегда должна быть
по сезону: никакого мохера или шерсти летом, хлопчатобумажных или льняных
тканей зимой.
- Выбирая ту или иную одежду
для офиса, следует позаботиться не только о собственном комфорте, но и о
комфорте коллег. А чтобы действовать наверняка, лучше руководствоваться
простым правилом: вещи должны быть к лицу, не вызывать лишних вопросов и
не выглядеть слишком дешевыми.
- Все составляющие гардероба
— от обуви до галстука или заколки в волосах — должны гармонировать друг
с другом и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на
брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен.
- Лучше избегать одежды,
которая легко мнется — уже к середине дня она теряет свой вид.
- Экономия должна быть
разумной: лучше два костюма, но хороших, чем десять, но плохих.
- И женщинам, и мужчинам,
претендующим на высокие должности и приличный оклад, абсолютно необходим
качественный портфель. Это вторая после костюма вещь, которая
свидетельствует о положении, статусе и притязаниях. Деловой стиль
предполагает кожаный портфель без украшений, сочетающийся по цвету с
костюмом и обувью. Женщины могут использовать маленькую дамскую сумочку
для личных вещей и деловой портфель для документов.
- Солнечные очки в офисе
носить не принято.
- Косметика должна
присутствовать, но не бросаться в глаза.
- На прическу стоит обратить
особое внимание: растрепанные или грязные волосы недопустимы.
Продуманная прическа — возможность повысить собственную
привлекательность. Мужчинам стоит иметь в виду, что борода и усы
производят неоднозначное впечатление. Исследователи в области психологии
восприятия и стилисты утверждают: наилучшее впечатление производит
гладко выбритое лицо и кожа без дефектов.
- Для того чтобы собственный
стиль не затерялся в общем корпоративном, можно добавить минимум
аксессуаров: нитку жемчуга, симпатичный шейный платок. Аксессуары должны
быть неброскими и функциональными.
- Часы — неотъемлемый
элемент дресс-кода. Если у претендента на вакантную должность нет часов
или они не соответствуют деловому стилю (слишком маленькие (большие),
электронные, перегруженные украшениями и т. д.), то можно
предположить, что он не ценит время — один из самых ценных ресурсов в
бизнесе.
- Украшения должны быть
изящными и строгими, особенно у женщин.
- Обилие разных безделушек
производит неприятное впечатление, свидетельствует об отсутствии вкуса и
не соответствует имиджу не только делового, но и элегантного человека.
- При выборе парфюма
принципиально важна мера. Дело в том, что восприятие запахов сугубо
индивидуально, и даже великолепный с точки зрения одного человека аромат
может оказаться абсолютно неприемлемым для другого.
- Отсутствие вкуса многие
воспринимают как недостаток ума.
- На работе не стоит носить
брюки и джинсы с низкой посадкой, мини-юбки; бесформенную, спортивную,
пляжную одежду (топики, бриджи, сарафаны на бретельках), а также одежду
из прозрачных тканей, с глубоким вырезом (открытой спиной, животом),
кричащих расцветок, с крупными картинками или надписями. Из обуви
неприемлемы кроссовки или высокие сапоги.
Существуют так называемые цвета
власти: черный, темно-синий и темно-серый, поэтому, если вы устраиваетесь на
должность специалиста высшего звена или готовитесь быть представленным
высшему руководству, эксперты советуют надевать черный, угольно-серый или
темно-синий костюм в полоску. К этой же категории принадлежит и бордовый
цвет, однако если женщины вполне могут носить костюмы этого цвета, то
мужчинам лучше ограничиться бордовыми аксессуарами (галстук, портфель,
бумажник). Светлые оттенки вроде бежевого или светло-серого создают имидж
дружелюбного и доступного человека. Красного, желтого, оранжевого и зеленого
цветов в рабочее время следует по возможности избегать.
Деловая женщина может
использовать стиль "секси", "свой парень", "мне наплевать, как я сегодня
выгляжу", но не может не думать о соответствии своего профессионального
уровня впечатлению, которое хочет произвести, и тому, которое действительно
производит.
Слово "костюм" в переводе с
латинского означает "образ жизни"». От того, какой "образ жизни"» вы изберете,
используя ресурс дресс-кода, будет зависеть, станут ли прислушиваться к вам
коллеги, будут ли воспринимать как истинного профессионала, сможете ли вы
конструктивно взаимодействовать с ними или вами будут помыкать.
Мой архив