Ни у кого не вызывает сомнений, что за безопасность работников во время работы на предприятии несет ответственность работодатель, ведь именно на него Конституцией Украины возложена обязанность относительно обеспечения прав граждан на надлежащие, безопасные и здоровые условия работы. А значит — и обязанность относительно расследования несчастных случаев возложена также на него. Как должно поступать руководство предприятия при наступлении несчастного случая, чтобы осуществить все необходимые действия для минимизации его негативных последствий?
Обязанность работодателя относительно расследования и ведения учета несчастных случаев (далее - НС), профессиональных заболеваний и аварий определена статьей 22 Закона Украины от 14.10.92 № 2694 "Об охране труда" (далее - Закон № 2694). Во исполнение этой нормы Кабинетом Министров Украины (постановление от 30.11.11 № 1232) утвержден Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (далее - Порядок № 1232). Он определяет процедуру проведения расследования и ведения учета НС, профессиональных заболеваний и аварий, произошедших с работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности или в их филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях (далее — предприятия). Поскольку расследование проводится в случае наступления НС, целесообразно разобраться, что же такое несчастный случай. Определение НС приведено в статье 14 Закона Украины от 23.09.99 № 1105 "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые способствовали утрате трудоспособности" (далее - Закон № 1105) и пункте 7 Порядка № 1232. Итак, несчастный случай (НС) — это ограниченное во времени событие или внезапное влияние на работника опасного производственного фактора или среды, произошедшие в процессе выполнения им трудовых обязанностей и вследствие которых причинен вред здоровью во время исполнения им трудовых (должностных) обязанностей, повлекшие за собой:
К острым профессиональным заболеваниям относится заболевание, возникшее после однократного (на протяжении не более чем одной рабочей смены) влияния вредных факторов физического, биологического и химического характера.
Субъекты, причастные к расследованиям НС
Действие Порядка № 1232 распространяется на всех работодателей, в т. ч. предпринимателей, и на всех наемных работников без исключения.Но при этом возникают и некоторые вопросы. Например, как установить факт пребывания потерпевшего в трудовых отношениях с работодателем, если соответствующие документы не оформлены работодателем, но потерпевший фактически допущен к работе? Согласно пункту 38 Порядка № 1232 этот факт придется подтверждать в установленном порядке Гоструда на запрос главы специальной комиссии или в судебном порядке (письмо Госгорпромнадзора от 31.01.12 № 716/0/3-1-6/12 "Про надання роз’яснень щодо проведення розслідування та ведення обліку нещасних випадків, професійних захворювань і аварій на виробництві") (далее - письмо № 716). Еще один вопрос возникает относительно лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) согласно гражданско-правовым договорам (далее — ГПД). Ведь из приведенного в подпункте 4 пункта 2 Порядка № 1232 непонятно, принадлежат ли такие лица к лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно. В разъяснении, предоставленному Госпредпринимательства в письме от 03.02.11 № 999 (щодо надання роз’яснення стосовно того, чи може фізична особа - підприємець, що є платником єдиного податку, додатково працювати найманим працівником) указывается, что под термином "самозанятое лицо" согласно статье 14 Налового кодекса Украины (далее - НКУ) подразумевается налогоплательщик, который является ФЛП или осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности. Вместе с тем при заключении ГПД исполнитель не является наемным работником. Одновременно согласно Закону Украины от 08.07.10 № 2464 "О сборе и едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование" (далее - Закон № 2464) застрахованное лицо — это физическое лицо, согласно законодательству подлежащее общеобязательному государственному социальному страхованию и уплачивающее (уплачивавшее) и/или за которое уплачивается или уплачивался в установленном законом порядке ЕСВ. На заметку. Плательщиками ЕСВ являются, в частности, и физические лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) по ГПД.Учитывая вышеизложенное, Госгорпромнадзор в письме № 716 сделал вывод, что решение о признании НС связанным с производством и составлении соответствующих актов принимается исключительно комиссией по расследованию, которую образовывает территориальный орган Госгорпромнадзора по месту наступления НС. Что же касается ФЛП, то для них обязательным условием распространения действия Порядка № 1232 является то, что эти лица должны быть застрахованы как плательщики ЕСВ (разъяснение Госгорпромнадзора от 18.01.12 № 321/0/5.2-6/12 "щодо проведення розслідування та ведення обліку нещасних випадків, професійних захворювань і аварій на виробництві"). Перечень лиц, на которые действие Порядка не распространяется, приведен в пункте 3 Порядка. К ним принадлежат лица рядового и начальствующего состава и военнослужащие организаций сферы обороны, внутренних дел, СБУ, МЧС, Госспецсвязи, Службы внешней разведки, Вооруженных Сил Украины, Управления государственной охраны и прочие.
Расследование несчастного случая
Процедура проведения расследования будет зависеть от того, произошел ли НС с отдельным работником и привел ли он к смертельным последствиям. А перечень документов — еще и от причин наступления НС.НС считается связанным с производством, если осуществлялся проезд на работу или с работы на транспортном средстве, принадлежащем предприятию, или ином транспортном средстве, предоставленном работодателем согласно заключенному договору, или же при условии использования собственного транспортного средства в интересах предприятия с разрешения или по письменному поручению работодателя или непосредственного руководителя работ (подпункт 5 пункта 15 Порядка № 1232). Обратите внимание! К НС производственного характера не относятся НС, произошедшие с работниками во время следования на работу или с работы пешком, на общественном, собственном или ином транспортном средстве, не принадлежащем предприятию и не используемом в интересах предприятия. Такие случаи расследуются и учитываются согласно Порядку расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.03.01 № 270 (далее - Порядок № 270).Если несчастный случай произошел с работником, находившимся в командировке за границей, то его расследование происходит согласно Порядку № 1232, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Первоочередная задача работодателя в таком случае — создать и организовать деятельность на предприятии комиссии по расследованию НС.
Создание и деятельность комиссии по расследованию НС
♦ Создание комиссии — обязанность работодателя
Согласно подпункту 2 пункту 10 Порядка № 1232 работодатель, получив сообщение о НС, на протяжении суток обязан образовать комиссию по организации его расследования. При этом в обязанности работодателя входит:
♦ Состав комиссии
Такая комиссия должна состоять не менее чем из 3-х лиц. В состав комиссии входят:
Обратите внимание! В состав комиссии не может входить непосредственный руководитель работ.В случае отсутствия у субъектов, на которых распространяется действие Порядка № 1232, необходимого количества лиц для образования комиссии, в ее состав входят представители работодателя и райгосадминистрации или исполнительного органа местного самоуправления. В состав комиссии также входят:
Члены комиссии имеют право получать устные или письменные объяснения относительно НС и проводить опрос работодателя, должностных лиц, других работников предприятия, в том числе потерпевшего, и лиц — свидетелей НС и причастных к нему лиц, делать необходимые запросы, связанные с проведением расследования. Из документа. Потерпевший или уполномоченное им лицо, представляющее его интересы, не входит в состав комиссии, но имеет право принимать участие в ее заседаниях, вносить предложения, представлять документы относительно НС, давать соответствующие объяснения, в том числе излагать в устной и письменной форме личное мнение относительно обстоятельств и причин наступления НС и получать от главы комиссии информацию о ходе проведения расследования. (пункт 11 Порядка № 1232)Глава комиссии обязан письменно информировать пострадавшего или уполномоченное им лицо о его правах и с начала работы комиссии пригласить к сотрудничеству.
Документальное обеспечение расследования НС
Материалами расследования являются:
Контроль за расследованием НС
Контроль за своевременностью и объективностью проведения расследования НС, подготовкой материалов расследования, ведением учета НС, принятием мер по устранению их причин осуществляют органы государственного управления, органы государственного надзора за охраной труда, исполнительная дирекция ФСС НС и ее рабочие органы согласно компетенции (пункт 33 Порядка № 1232).Также может осуществляться и общественный контроль через профсоюзы или уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда в случае отсутствия на предприятии профсоюза. Указанные органы и лица имеют право требовать согласно компетенции от работодателя:
На заметку. Решение должностного лица органа Госгорпромнадзора может быть обжаловано в судебном порядке. На время рассмотрения дела в суде действие предписания останавливается.В случае получения предписания о составлении или пересмотре актов расследования работодатель обязан в пятидневный срок издать приказ о принятии указанных в предписании мер, а также привлечь к ответственности работников, допустивших нарушения требований законодательства об охране труда. О принятии мер работодатель письменно сообщает орган Госгорпромнадзора в установленный им срок.
Ответственность предприятия и его должностных лиц
За нарушения законодательства об охране труда и неисполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда юридические и физические лица, в соответствии с законодательством использующие наемную работу, привлекаются органами исполнительной власти по надзору за охраной труда к уплате штрафа, максимальный размер которого не может превышать 5% их среднемесячного фонда заработной платы. Уплата штрафа не освобождает юридическое или физическое лицо, в соответствии с законодательством использующее наемную работу, от устранения выявленных нарушений в определенные сроки (статья 43 Закона № 2694).В свою очередь, нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда о НС на производстве влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей, использующих наемную работу, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и использующих наемную работу, от 20 до 50 НМДГ, а это от 340 до 850 грн. (статья 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях). | |