Почему одни люди, которые работают ужасно, все еще не потеряли работу — или даже получают повышение, — а другие, отличные специалисты, засиживаются на одном месте, упираются в потолок или увольняются, потому что дальше им некуда расти?
Тут много факторов. Ваши достижения сами по себе не складываются в красивую и логичную картинку, чтобы принести вам заслуженную награду.
Сделав что-то, говорите об этом
Хорошая работа не всегда говорит сама за себя. Кто-то должен выступить от ее имени, и логично, чтобы это были вы. Художники и писатели нанимают менеджеров и агентов, чтобы представить свои произведения нужным людям; вы должны сделать это же для себя. По словам Джеффри Пфеффера, профессора Стэнфордской школы бизнеса, заметность — ключевой инструмент, позволяющий стать человеком, которому повышают зарплату, которого назначают на новые должности и которому открывается доступ к новым возможностям.
Как пишет Пфеффер в своей книге, исследования подтверждают: между вашими результатами и вашим профессиональным статусом есть большой разрыв. «Влияние ваших достижений на все эти оценки эффективности, на продолжительность вашей работы в компании и на перспективы роста» гораздо меньше, чем вы думаете. Как бы это ни было противно и несправедливо, на работе на первый план часто вылезает внешнее восприятие.
Мы зря предполагаем, что люди и так, без нас узнают о нашей замечательной работе. Думать, что указывать на свои достижения — это излишний самопиар, что хорошая работа должна быть заметна сама по себе, — есть, как ни парадоксально, проявление эгоизма. Большинство людей заняты своими заботами, проблемами и жизнями.
Это значит, что люди, в том числе и ваш босс, обычно очень слабо себе представляют, чего именно вы добились и как вы проводите свое время. Если вы не будете активно рассказывать о своих достижениях, ваш отличный труд не заметят. Даже хорошие руководители, которые заботятся о вашем развитии, могут быть слишком погружены в свои дела, и имеет смысл сделать так, чтобы им была доступна нужная информация о вас.
Если вы слишком углубились в свои труды, вас труднее увидеть. Управление собой и своим карьерным путем предполагает, что вас проще заметить другим людям и что возможности приходят к вам более простым путем. Застенчивость и скромность оказывают вам дурную услугу, когда речь идет о ваших достижениях — и в этом случае вами труднее управлять.
Исходите из того, что люди не знают, над чем вы работаете. Попробуйте проконтролировать, в каком виде вы появляетесь на радаре окружающих — а для этого нужно посылать сигналы.
Другая половина вашей работы
Даже умных и талантливых людей требуется подталкивать к хорошей командной работе. Работа вместе с другими над сложными, трудными, ограниченными по срокам задачами, бывает, подрывает креативность и производительность человека. Вот почему любая успешная компания, где люди и продуктивны, и счастливы, кажется немного волшебной.
Том Сакс — художник, известный своими скульптурами, которые точно воспроизводят современные инженерные и дизайнерские шедевры. Он говорит, что если вы лишь создали произведение в студии, вы сделали лишь половину своей работы:
«Другая половина — это донесение до других, что именно было сделано. Потому что если вы что-то сделали, а я об этом ничего не слышал, как же я узнаю, что происходит? Я не стремлюсь контролировать все, но в этой тесной рабочей среде, где мы пытаемся разработать что-то сложное, даже один кивок со словами «Понимаю» помогает двигаться дальше».
То, что Сакс говорит о художниках, касается всех, кто занимается интеллектуальным трудом. Производительные люди, чувствуя, что делают недостаточно, в ответ часто еще более усердно сосредоточиваются на работе. Но если вы не учитываете, что работаете вместе с другими людьми, это все осложняет.
К тому же когда вы слишком сосредоточены на том, чтобы все успеть, у вас появляется еще больше дел, и это ловушка. Да, производительность — это умение доводить дела до конца. Но затем нужно уметь и сообщать о том, что было сделано.
Отправляйте один простой имейл
Окружающие не умеют читать ваши мысли. Но хитрость в том, чтобы рассказать людям о себе, чтобы вы сами воспринимали этот рассказ как честный и аутентичный. Многих людей сама мысль о том, что стоит активнее делиться своими рабочими достижениями, угнетает и отталкивает. Блоггер Эрик Баркер предлагает элегантное решение, которое требует минимальных усилий и не вынуждает громко хвастаться. Какое? Каждую неделю отправлять начальнику одно простое письмо.
Потратьте в пятницу несколько минут, просто и коротко опишите, чего вы добились на этой неделе. Ваш босс увидит ваши успехи и оценит, что вы не держите его в неведении о том, делаете ли вы свою работу.
И пятница — это условно. Кажется некомфортно посылать такое письмо каждую неделю? Делайте это раз в две недели или раз в месяц. Сформулируйте послание на языке, на котором говорит ваш босс, с той частотой и в том стиле, который он или она поймет.
А еще можно вести такие записи для себя. В повседневной рутине нередко забываешь, чего добился, и эти достижения и успехи теряются. Записывайте их. У вас будет вся нужная информация на случай, если надвигается оценка вашей работы или вы обдумываете следующие шаги. И это помогает держать сделанное в уме, благодаря чему проще понять свои цели и способы их достижения.
Вот еще несколько приемов, помогающих сделать вас заметнее.
1. Не заканчивайте неделю ни с чем.
Предприниматель Патрик Маккензи советует работать над более заметными проектами — «над такими, которые вы можете продемонстрировать. Работайте над тем, что вы можете считать своим. Почему? Потому что такую работу можно показать людям и продемонстрировать, на что вы способны».
Ввиду природы интеллектуального труда его плоды не очень заметны. Но может, вам удастся выбрать проект с большим эффектом? Может, вам удастся поработать над тем аспектом, который обращен лицом к потребителям? Или вы сможете превратить то, что узнали о менеджменте, обслуживании или продажах, в презентацию или руководство?
2. Просите помощи и обратной связи.
Люди часто боятся просить о помощи, опасаясь, что так они будут выглядеть менее компетентными. Но просьбы о помощи — это часть самосовершенствования на работе, это показывает, что вы достаточно интересуетесь своим делом, чтобы активно учиться и вовремя исправлять проблемы.
Менеджеры и коллеги очень будут вам признательны, если вы будете обращаться к ним за помощью и соображениями, чем если вы будете держать свои мысли при себе, прячась в своей башне неуверенности. Когда вы где-то застряли, гораздо проще (это даже инстинкт), искать уголок, где можно похандрить, посидеть наедине с тягостными мыслями, спрятаться. Но выступить открыто, попросить об отзыве — это повышает вероятность, что вы выберетесь из своей ямы.
Многие люди — по крайней мере, хорошие — любят помогать другим, и когда их этом просят, это очень льстит. Обращайтесь за поддержкой и обратной связью, а потом спрашивайте, как вы сами можете помочь другим.
3. Работайте там, где люди вас увидят.
Чтобы стать заметным, порой надо выйти из офиса. Может, у вас найдется проект на стороне, а может, ваша корпоративная культура не очень поощряет стремление к заметности.
Продвигать себя не обязательно на чужих усилиях. Напишите книгу, заведите блог, организуйте свой проект, посотрудничайте с новыми людьми за пределами вашей компании, выступайте на семинарах и конференциях. Рассказывайте людям о том, что вы сделали, что вы делаете, почему это важно, как вы это сделали. Учите других, хватайтесь за новые проекты.