Первым набором кодов и символов, на которые обращают
внимание, является одежда. Неудачный имидж, не соответствующий ситуации, может
разрушить любые планы. Особенно это касается карьеры. Поэтому к выбору одежды,
в которой мы приходим на работу, стоит относиться серьезно и взвешенно.
Как придешь, так и прослывешь
Человек интегрирован в социум, в котором должен
существовать и контактировать с окружающим миром. Любой диалог — это обмен
информацией, в процессе которого используются не только вербальные коммуникации
(слова). Взаимодействуют также некие знаковые системы: внешний вид, жесты,
тембр голоса и т. п.
Как же нужно выглядеть, чтобы быть адекватным ситуации
собеседования с работодателем, выгодно "продать себя" и в результате занять
желаемую должность? Ведь посредством внешности необходимо, с одной стороны,
продемонстрировать соответствие своей личности культуре данной компании и сфере
бизнеса в целом, а с другой — проявить индивидуальность, дабы не затеряться в
общей массе других претендентов.
Одежда — социальный "сигнал", "визитная карточка" личности. Согласитесь,
трудно представить человека творческой профессии, который постоянно носит
строгий костюм. А представители деловых кругов и руководители предпочитают
консервативный стиль, причем не только в одежде, но и аксессуарах. Тот, кто
носит костюм, что называется, с иголочки, изначально воспринимается как
надежный и заслуживающий доверия, одетый бедно может вызвать сочувствие и
желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость. Спортивный костюм на деловых
переговорах будет выглядеть, по меньшей мере, нелепо, а в креативной
дизайн-студии недоумение вызовет строгий костюм с галстуком.
Итак, умение одеваться сообразно ситуации —
неотъемлемая часть искусства делать карьеру.
Одежда говорит без слов
Через одежду происходит своего рода самопрезентация
личности, поскольку мы сами решаем одеться именно так, а не иначе. Испанский
писатель Мигель Сервантес утверждал: "Платье и облачает, и разоблачает
человека". Неудивительно, одежда передает самую разнообразную информацию
(нередко и ту, которую лучше было бы скрыть): каким человек видит себя и каким
желает казаться окружающим, его самооценку (психологи называют это "я-концепцией" личности), а также происхождение, вкусы, привычки и даже доходы.
По вещам можно судить о социальном статусе и жизненных
предпочтениях, скрыть или, наоборот, подчеркнуть как внутренние, так и внешние
проблемы. К примеру, надевая облегающую одежду, особенно из плотных тканей,
человек подсознательно создает для себя жесткие рамки, которые помогают
«держаться в форме», контролировать эмоции и чувства, не реагировать на
перепады настроения. А вот те, кто предпочитает свободную одежду, как правило,
не приемлют строгих ограничений.
Женщину, одетую в деловом стиле, окружающие
обычно характеризуют так: критичная, серьезная, уверенная, тактичная, умная,
трудолюбивая, организованная. Тех, кто предпочитает романтичный, фантазийный,
фольклорный, спортивный и другие стили воспринимают иначе (не секрет, что
блузка из прозрачного шифона и мини-юбка в офисе абсолютно неуместны, в
частности потому, что такой наряд непроизвольно отвлекает коллег-мужчин). А
если вам по душе облегающие кофточки из мягких тканей, то это значит, что вы
стремитесь к гармонии с окружающими и самой собой. Возможно, вам требуется
постоянное подтверждение своей привлекательности, а иногда проблема кроется в
нереализованных эмоциях и чувствах.
Итак, на что следует обращать внимание в первую
очередь, подбирая одежду для офиса? Психологи считают, что в одежде наиболее
информативные признаки статуса личности — цена, силуэт, цвет. Рассмотрим их
подробнее.
Цена
Чем она выше,
тем выше статус личности в восприятии окружающих. Цену можно приблизительно
определить, оценив качество одежды, эксклюзивность и соответствие современным
модным тенденциям.
Силуэт
"Высокостатусный" силуэт по форме приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми
углами, а "низкостатусный" — к шару. Например, пиджак типа "реглан", свитер,
мягкие брюки или джинсы не получат высокой "статусной" оценки.
Цвет
В нашей стране
признаком высокого статуса традиционно принято считать ахроматическую одежду,
т. е. черно-белую. Чем ярче и насыщеннее цвет (не черный и не белый),
тем ниже предполагаемый статус. Но черный и белый цвет подходит не всем,
поэтому имеет смысл выбирать различные оттенки. Серый цвет символизирует
стабильность, консерватизм и сдержанность, и в деловой сфере приветствуются
именно эти качества. Не следует подчеркивать женственность в одежде и манерах,
так как имеют значение сначала статус, затем возраст и только потом — пол.
Подсознательное восприятие аксессуаров и элементов
гардероба также способно вершить судьбы. К примеру, юбка повышает рейтинг
деловых качеств женщины, т. е. при прочих равных условиях претендентка на
вакансию, одетая в костюм с юбкой, будет восприниматься как более
профессиональная и подходящая на должность, нежели ее конкурентка в брюках.
Бесспорно, наилучшее впечатление производят приверженцы классического
делового костюма.
Авторитет владельца подчеркивают консервативные
галстуки с окружностями, ромбами и треугольниками, в отличие от галстуков с
абстрактным рисунком.
Дресс-устав "чужого монастыря"
Имидж позволяет человеку убедить других в том, что он
соответствует их ожиданиям. Например, устраиваясь на работу в юридическую
компанию, имеет смысл выглядеть более серьезно, чем, скажем, в аналогичной
ситуации в рекламном агентстве; имидж будущего сотрудника художественной
галереи, разумеется, должен отличаться от имиджа госслужащего. Вот почему
дресс-код не имеет единого универсального решения. На Западе, например,
существует четкое разграничение. Те, кто общается с клиентами (front office),
должны одеваться в соответствии с жестким дресс-кодом. А те, кто обеспечивает
деятельность компании (back office), могут приходить на работу в одежде
по своему усмотрению. Однако «по своему усмотрению» вовсе не значит, что
одеваться можно как угодно. Многое зависит от специфики работы организации или
предприятия. В то же время можно перечислить некоторые признаки, характерные
для имиджа, соответствующего той или иной сфере деятельности.
Финансовая сфера предполагает респектабельные образы.
В большинстве украинских банков, страховых и
юридических компаний внешний вид всех сотрудников строго
регламентирован. Есть четкие правила ношения рубашек, костюмов, обуви,
определена даже длина брюк (из-под них не должны быть видны носки). Сотрудники
обычно носят добротные классические черные, темно-серые и синие костюмы,
сдержанные галстуки и рубашки, пиджаки и брюки разного цвета не допускаются.
Причем считается, что не соответствовать общему стилю — значит не уважать свою
компанию. Ведь в таких фирмах все — от интерьера до внешнего вида служащих
должно создавать у клиентов ощущение уверенности и респектабельности,
стабильности и надежности.
В торговых, туристических, строительных компаниях несколько иной подход:
допускается и даже приветствуется демократичный стиль, так что можно позволить
себе и клетчатый пиджак, и джемпер.
Сфера услуг требует тактичной, вежливой, доброжелательной
атмосферы, так что умеренно романтический стиль придется по душе и директору, и
коллегам, и посетителям.
В рекламных и IT-агентствах, организациях СМИ одобряется креативный акцент в
одежде и аксессуарах. Поскольку никаких правил и требований практически нет, в
офисах можно увидеть сотрудников и в костюмах с модными элементами, и в
свитерах, и в джинсах, и в клетчатых рубашках, и даже в шортах и футболках с
яркими надписями.
Деловой стиль отражает дух компании. Если вы
чувствуете, что он будет для вас комфортным, то весьма вероятно, что и карьера
сложится удачно, а если же стиль одежды тяготит, то стоит подумать, стоит ли
вообще устраиваться на работу, — хотя бы потому, что постоянное напряжение
ведет к стрессу и дистрессу, пагубно влияющим на здоровье.
Итак, соблюдение правил делового стиля важно не просто
по формальным соображениям, а потому, что это способствует созданию образа
перспективного делового человека, которому можно доверять.
В случае, если на предприятии никаких жестких
требований к одежде нет, желательно соблюдать следующие рекомендации:
- Каждая фирма имеет свои особенности корпоративного стиля, и человек,
который желает «прижиться» в коллективе и тем более сделать карьеру, должен
внимательно присмотреться, как одеваются успешные сотрудники его же уровня.
- Дабы не прослыть «синим чулком» или «новогодней елкой», необходимо
незаметно понаблюдать за коллегами: что они носят, какими аксессуарами и украшениями
(если это женщины) пользуются, какой стиль самый распространенный, отдается ли
предпочтение какому-нибудь цвету, допустимо ли пользоваться духами.
- Одежда всегда должна быть по сезону: никакого мохера или шерсти летом,
хлопчатобумажных или льняных тканей зимой.
- Выбирая ту или иную одежду для офиса, следует позаботиться не только о
собственном комфорте, но и о комфорте коллег. А чтобы действовать наверняка,
лучше руководствоваться простым правилом: вещи должны быть к лицу, не вызывать
лишних вопросов и не выглядеть слишком дешевыми.
- Все составляющие гардероба — от обуви до галстука или заколки в волосах —
должны гармонировать друг с другом и содержаться в безупречном виде: ботинки
начищены, складки на брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке —
никаких пятен.
- Лучше избегать одежды, которая легко мнется — уже к середине дня она теряет
свой вид.
- Экономия должна быть разумной: лучше два костюма, но хороших, чем десять,
но плохих.
- И женщинам, и мужчинам, претендующим на высокие должности и приличный
оклад, абсолютно необходим качественный портфель. Это вторая после костюма
вещь, которая свидетельствует о положении, статусе и притязаниях. Деловой стиль
предполагает кожаный портфель без украшений, сочетающийся по цвету с костюмом и
обувью. Женщины могут использовать маленькую дамскую сумочку для личных вещей и
деловой портфель для документов.
- Солнечные очки в офисе носить не принято.
- Косметика должна присутствовать, но не бросаться в глаза.
- На прическу стоит обратить особое внимание: растрепанные или грязные волосы
недопустимы. Продуманная прическа — возможность повысить собственную
привлекательность. Мужчинам стоит иметь в виду, что борода и усы производят
неоднозначное впечатление. Исследователи в области психологии восприятия и
стилисты утверждают: наилучшее впечатление производит гладко выбритое лицо и
кожа без дефектов.
- Для того чтобы собственный стиль не затерялся в общем корпоративном, можно
добавить минимум аксессуаров: нитку жемчуга, симпатичный шейный платок.
Аксессуары должны быть неброскими и функциональными.
- Часы - неотъемлемый элемент дресс-кода. Если у претендента на вакантную
должность нет часов или они не соответствуют деловому стилю (слишком маленькие
(большие), электронные, перегруженные украшениями и т. д.), то можно
предположить, что он не ценит время — один из самых ценных ресурсов в бизнесе.
- Украшения должны быть изящными и строгими, особенно у женщин.
- Обилие разных безделушек производит неприятное впечатление, свидетельствует
об отсутствии вкуса и не соответствует имиджу не только делового, но и
элегантного человека.
- При выборе парфюма принципиально важна мера. Дело в том, что восприятие
запахов сугубо индивидуально, и даже великолепный с точки зрения одного
человека аромат может оказаться абсолютно неприемлемым для другого.
- Отсутствие вкуса многие воспринимают как недостаток ума.
- На работе не стоит носить брюки и джинсы с низкой посадкой, мини-юбки;
бесформенную, спортивную, пляжную одежду (топики, бриджи, сарафаны на
бретельках), а также одежду из прозрачных тканей, с глубоким вырезом (открытой
спиной, животом), кричащих расцветок, с крупными картинками или надписями. Из
обуви неприемлемы кроссовки или высокие сапоги.
Существуют так называемые цвета власти: черный,
темно-синий и темно-серый, поэтому, если вы устраиваетесь на должность
специалиста высшего звена или готовитесь быть представленным высшему
руководству, эксперты советуют надевать черный, угольно-серый или темно-синий
костюм в полоску. К этой же категории принадлежит и бордовый цвет, однако если
женщины вполне могут носить костюмы этого цвета, то мужчинам лучше ограничиться
бордовыми аксессуарами (галстук, портфель, бумажник). Светлые оттенки вроде
бежевого или светло-серого создают имидж дружелюбного и доступного человека.
Красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов в рабочее время следует по
возможности избегать.
Деловая женщина может использовать стиль "секси", "свой парень", "мне наплевать, как я сегодня выгляжу", но не может не думать о
соответствии своего профессионального уровня впечатлению, которое хочет произвести,
и тому, которое действительно производит.
Слово "костюм" в переводе с латинского означает "образ жизни". От того,
какой «образ жизни» вы изберете, используя ресурс дресс-кода, будет зависеть,
станут ли прислушиваться к вам коллеги, будут ли воспринимать как истинного
профессионала, сможете ли вы конструктивно взаимодействовать с ними или вами
будут помыкать.
(Архив)