Травля на работе сейчас обычно именуется "моббинг". С каждым годом беззащитных, страдающих, увольняющихся и даже совершающих суицид по этой причине становится все больше. Впервые слово "моббинг" прозвучало в конце 1970-х годов в работах шведских психиатров. Самым известным ученым, изучавшим это явление, был психолог Хайнц Лейман. Он описал более 45 вариантов такого преследования, давления и прессинга. По статистике, жертвами травли на работе становятся до 10% работников. Причем мужчины — реже женщин. Особенно часто страдают женщины предпенсионного возраста. Считается, что травля на работе причастна примерно к 20% всех самоубийств. За рубежом эта проблема не только признается, но и активно решается. Издаются специальные законы о моральном преследовании на рабочем месте, создаются добровольные объединения жертв офисной травли, которые оказывают пострадавшим юридическую и психологическую помощь.
Прежде всего стоит убедиться, что постоянные придирки и притеснения не имеют под собой реальных оснований в виде лени, халатности, некомпетентности человека. Настоящий моббинг — это регулярные нападки, нарастающая агрессия, угрозы физической расправы, направленность на конкретного сотрудника и его социальная изоляция. Выговор за не сданный вовремя вовремя отчет или штрафы за постоянные опоздания моббингом не являются. Настоящая травля на работе – это систематический психотеррор, ведущий к уничтожению личности, профессиональной деградации и потере мотивации к жизни.
Травля на работе может проявляться в самых разнообразных фомах общения: это может быть игнорирование, утаивание нужной или, наоборот, распространение ложной информации, изоляция от каких-либо социальных активностей в коллективе и прочие выпады. Это может подрывать репутацию жертвы, выбивать ее из равновесия, приводить к потере качества работы. Из этого же жанра - необходимость выполнять многочисленные сверхурочные работы, неприятные высказывания наедине или при всех, навязывание заданий, которые не имеют отношения к должностным обязанностям. А еще жертву моббинга часто игнорируют, не интересуются ее мнение, незаслуженно критикуют, унижают и оскорбляют.
Моббинг имеет место в любом обществе, ведь везде есть ведущие и ведомые. А для большинства современных компаний вообще характерна работа, построенная по соревновательному принципу – кто продал больше, тот и получил больший бонус. Причин для травли может быть множество: от личной неприязни до зависти. К примеру, коллектив часто негативно воспринимает нового успешного сотрудника, которого пригласили в компанию, чтобы найти новых клиентов или выйти на перспективный рынок. Ведь главная цель в высококонкурентной среде – развитие рынка сбыта. В том числе и в инфобизнесе (посмотрите специализированные форумы). Люди начинают считать, что для достижения цели все средства хороши. Так организуются «бои без правил» чаще всего в отделе продаж. Например, двум торговым представителям ставят задачу «освоить» одну и ту же территорию. Сильнейший получает разного рода поощрения, в том числе в виде бонусов, а со вторым расстаются. Это приводит к снижению лояльности в коллективе и бешеной текучке кадров.
Работать в таких условиях или нет – человеку надо решать самостоятельно. Кто-то с сильным внутренним стержнем и высоким уровнем притязаний, возможно, будет чувствовать себя комфортно в такой атмосфере. Но срок его работы, скорее всего, будет небольшим – как только он достигнет своих целей, то покинет этот террариум в поисках другого. Многие психологи советуют жертвам увольняться из таких организаций. Но какое бы решение ни было принято, необходимо определить причину моббинга. Если человек принял решение противостоять нападкам, то необходимо запастись терпением и силами. Нельзя допускать агрессии, но и показывать свою слабость тоже не стоит — надо «золотую середину». Открытость, доброжелательность, вежливость, добросовестность и профессионализм со временем принесут плоды. Жертва перестанет интересовать «гонителей», если не будет поддаваться на их провокации. Да и вряд ли им захочется конфликтовать с профессионалами, работу которых заметило и оценило руководство.
А еще для этого нужно адекватно оценить собственные силы и запас прочности нервной системы. Самый простой способ – ничего не предпринимать и игнорировать провокаторов. Это может привести к тому, что агрессор не получит ожидаемой реакции и отстанет. Если не сработало, можно переходить к ответным действиям – найти в себе силы спорить, доказывать свою правду, демонстрировать, что вы не хуже других. Можно поговорить с провокатором в открытую и напрямую спросить, чего он, собственно, хочет. Доказать моббинг можно с помощью диктофона в телефоне или скрытой камеры.
В случае вертикального моббинга (со стороны руководства) лучшим способом спасения часто бывает только увольнение. Это позволяет сохранить здоровье и нервы. Даже профессионалы говорят, что единственного эффективного решения для пресечения всех случаев травли на работе не существует. Одна из главных рекомендаций по успокоению агрессивных коллег – откровенный разговор с руководителем. Возможно, руководитель, используя свое положение , решит разобраться в ситуации самостоятельно и пресечет моббинг. Но если и при этом положение дел не меняется, то советую задуматься – стоит ли оставаться в таком коллективе, сможете ли вы дальше работать в среде людей, играющих по правилам выживания.
А вообще в такой ситуации главное – оставаться верным себе и своим идеалам, ведь средний человек проводит на работе не менее 50% жизни. Если вы понимаете, что работа именно здесь для вас важна, то предлагаю попробовать обсудить создавшуюся ситуацию с руководством, а если у вас в приоритете рабочая атмосфера, то можно не держаться за такого работодателя и начать поиск новой работы. Лучшая профилактика травли на работе – создание в коллективе невыносимой для интриганов, сплетников и эмоциональных троллей атмосферы. То есть искренности, открытости, дружелюбия и профессионализма сотрудников и руководства. Посмотрите видео по этой непростой теме. Источник.