Деловой этикет - это установленный порядок
поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный
порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными,
общепринятыми способами.
Поэтому основную функцию или смысл этикета
делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в
обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.
Второй по значению функцией этикета является
функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и
до самых общих правил, этикет представляет собой приближённую к повседневной
жизни систему.
Одно из первейших правил, определяющих сам
этикет - поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или
целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и
самому себе. Этикет является одним из главных "орудий" формирования имиджа. В
современном бизнесе "лицу" предприятия, организации, учреждения (далее - предприятие) отводится немалая роль.
Всегда нужно помнить один из
главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры
прибыльны. Гораздо приятнее работать с предприятием, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой
деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт приятный
психологический климат, способствующий деловым контактам.
Деловая женщина, в идеале, это яркая личность,
она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна,
решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей
несвойственна мелочная опека подчинённых.
Она готова рисковать, целеустремлённа,
уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной
социальной роли (руководитель, деловая женщина) на другую (дочь,
мать, жена), уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и
детей.
Деловая женщина должна постоянно доказывать
себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных
расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на
работе и исполнителя дома.
Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав
которые, она может стать успешным руководителем.
Женщина-лидер обладает более тонким социальным
интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к
себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей.
Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает
опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - есть
вещи несовместимые.
Женщина обладает большей контактностью и
практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы,
рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно
гарантированный результат, "здесь
и сейчас".
Женщина лучше мужчины контролирует свои и
чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи.
Замечено, что она меньше, чем мужчины
реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она
чётко различает дело и развлечения.
Но, чтобы женщину воспринимали как личность, надо,
прежде всего, ею быть. Человек, обладающий цельностью: интеллектом, собственным
стилем, собственной позицией, непременно будет воспринят как личность.
То, что мужчина реагирует на ее сексуальную
привлекательность, - вполне естественно (кстати, сексуальная привлекательность
действует положительно не только на мужчин, но и на представительниц женского
пола).
Любые формальные отношения предполагают
большую сдержанность. Существует ряд правил, выполнение которых позволяет
настроить собеседника (независимо от его/ее пола) на деловой стиль общения.
Внешний вид.
ПОЗА
Во время деловых переговоров и встреч ваша
поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой.
Съежившаяся на краешке стула женщина,
судорожно вцепившаяся в свою сумочку, всем своим видом показывает скованность,
стеснение, неуверенность в себе.
Слишком свободная поза может быть воспринята
как свидетельство вашей развязности.
Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать
в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг
вашего тела. Сумку лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом
с собой.
Необходимо доброжелательно и внимательно
смотреть в лицо своему собеседнику, показывая, что вам интересно то, что он
говорит.
При этом, если у вас с собеседником деловые
отношения, то свой взгляд направьте в верхнюю часть лица, чуть выше бровей, а
для обозначения внимания - эпизодически смотрите в глаза (долгий пристальный
взгляд в глаза, может вызвать у вашего собеседника чувство дискомфорта).
При эмоциональном общении взгляд автоматически
перемещается от глаз в нижнюю часть лица - это сразу чувствуется.
ГОЛОС
Особенности вашего голоса тоже имеют значение
в общении.
Если у вас высокий голос, постарайтесь хотя
бы, чтобы он не был визгливым, так как в этом случае вы можете вызвать у
собеседника непреодолимое желание зажмуриться и заткнуть уши.
Высокий тембр голоса очень раздражает и
утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью.
Поэтому постарайтесь сделать свой голос
грудным и приятным, понизив его насколько это возможно.
Но не говорите слишком тихо и неуверенно.
Неужели вы так боитесь своего собеседника! Также плох
слишком громкий, оглушающий собеседника голос.
ТЕМП РЕЧИ
Лучше всего воспринимается размеренный темп
речи, когда вы позволяете себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде
чем что-то ответить, обдумываете услышанное.
Сразу появляется ощущение, что вы «человек
разумный».Нежелательно говорить слишком быстро, захлестывая собеседника
потоками информации.
Он может не сразу понять, о каком таком
грандиозном проекте вы ему сообщаете, и может быть прервет вас и попросит
повторить все сначала. Потеряете время, а самое главное, - дадите понять, что
вы человек мелкий, зависимый и стараетесь как можно быстрее успеть все сказать,
пока вас не выгнали.
Повышенный темп речи всегда ассоциируется с
зависимостью и несерьезностью. А если будете говорить слишком медленно, то
утомите вашего собеседника: ему уже все понятно, а вы еще заканчиваете фразу.
РУКОПОЖАТИЕ
В деловых и политических кругах принято
здороваться за руку.
Рукопожатие - традиционно мужской способ
приветствия.
У большинства женщин он вызывает легкий
дискомфорт, поскольку ей неизвестно заранее, будут ли ее руку энергично трясти
как товарищу по партии или попытаются поцеловать.
Во избежании путаницы и неловкости, лучше
подать руку ни в вертикальной плоскости (как для пожатия), ни в горизонтальной
(как для поцелуя), а в промежуточном положении под углом к плоскости: хотите
целуйте, хотите жмите.
Рукопожатие должно быть лаконичным, и
достаточно энергичным.
ПОВЕДЕНИЕ
Никогда не суетитесь - это производит плохое
впечатление в любом случае.
Если, приходя на деловую встречу, вы
быстренько просачиваетесь в кабинет, скороговоркой здороваетесь, суетливо
вручаете какие-то важные документы, при этом что-то роняя, то считайте - вы
пропали.
Гораздо лучше войти, не торопясь, спокойно
поздоровавшись, осведомиться, куда можно сесть.
Все делать без суеты, излишней частоты в
пластике, речи, мимике.
Одним словом, вести себя так, как будто вы -
шикарная, роскошная женщина и можете себе позволить не торопиться.
Плавно садиться, не спеша брать предметы,
поднимая их так, как будто они живые, спокойно говорить - этим вы, несомненно,
произведете на собеседника приятное впечатление.
Будьте доброжелательны, открыты, сдержанны в
эмоциональных проявлениях, не демонстрируйте излишнюю напористость и
самоуверенность.
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
Здесь, как и во многом другом, хороша золотая
середина.
Жестикуляция должна быть соразмерна ритму речи
и примерно соответствовать тому, о чем вы говорите. Чем более формально
общение, тем более сдержанной должна быть жестикуляция.
Но в то же время полное ее отсутствие
воспринимается как скованность.
Избегайте невротических жестов,
свидетельствующих о вашем стеснении и нервозности: ковыряния в ухе, под ногтями,
почесывания, поправления на себе одежды, прически.
Большинство людей даже не подозревают о том,
какое огромное значение в беседе имеют жесты.
Жест может сообщить о нас гораздо больше
информации, чем мы того хотим.
Жесты слишком часто выдают нас и неразумное
использование некоторых жестов порой приводит к нежелательному результату.
Поэтому, чтобы расположить к себе собеседника,
используйте в разговоре предлагающие жесты, позволяющие видеть ваши ладони. Это
является свидетельством вашей открытости.
А вот негативных, давящих жестов следует
избегать.
Решительно разрубая ладонью воздух, можно
вызвать у собеседника неприятное чувство, что с ним не желают ни в чем
соглашаться.
Если вы не собираетесь оказывать давление на
собеседника и в конце концов прихлопнуть его, как муху, - не прессуйте стол
ладонью, обращенной вниз.
Не сжимайте кулаков во время разговора и не
тыкайте по-менторски в собеседника пальцем.
Также забудьте на время отвергающий жест
ладонью: «Минуту! Я еще не все сказала!», показывая тем самым, что вы желаете
продолжить свой чудный монолог, а он пусть послушает.
У собеседника это жест вызовет ощущение, что
вы не хотите с ним говорить, и увеличит дистанцию между вами.
Теперь поговорим о дистанции,
устанавливающейся между людьми в любой деловой беседе.
Каждый человек в зависимости от личной
эмоциональности сам определяет подходящую для данного случая дистанцию.
Эмоциональные люди кажутся более близкими и
понятными, скованные и сдержанные отодвигают собеседника на большее расстояние.
О сокращении дистанции говорит живая мимика,
когда играют бровями, щурятся, улыбаются, живые интонации, раскованные позы.
Как только собеседник хочет увеличить
дистанцию, он сразу натягивается, превращая лицо в непроницаемую маску, и
начинает вещать бесстрастным голосом репродуктора или диктора телевидения.
Если вы сознательно хотите увеличить
дистанцию, начните просто чаще, чем нужно, величать собеседника по имени и
отчеству.
Вообще время от времени упоминать имя
собеседника в разговоре необходимо.
Если вы, беседуя с человеком два часа подряд,
ни разу не назвали его по имени, он может заподозрить, что вы вообще забыли, с
кем разговариваете.
Использование бюрократических, громоздких или
устаревших словесных конструкций вроде «разумеется», «непременно» вызывает
недоумение, увеличивает дистанцию и свидетельствует о довольно прохладном
отношении.
Поэтому надо всегда стараться учитывать массу
нюансов во взаимоотношениях, играя которыми, можно нащупать оптимальный стиль
общения, устраивающий обоих собеседников.
ВЛАДЕЙТЕ
СИТУАЦИЕЙ
Представьте, что вы приходите на переговоры, в
помещение, где нет кондиционера, или вас сажают на более низкое сиденье, чем у
вашего собеседника, или лицом к окну, из-за чего вы видите только темный силуэт
на ярком фоне.
Вы поставлены в невыгодные условия, на вас
оказывают давление.
В таком случае, почувствовав, что вам
неудобно, скажите, что вы хотели бы пересесть, сославшись, например, на то, что
свет бьет в глаза.
Если вам не идут на встречу, то лучше
откажитесь от переговоров. Владейте ситуацией и управляйте ею.
Приведенные выше советы помогут выработать выдержанный,
лишенный суеты и ненужных попыток выставить на показ все свои достоинства стиль
поведения. Этот стиль поможет вам, с одной стороны, соблюдать определенную
дистанцию, а с другой стороны, демонстрировать заинтересованность и
приветливость. Помните, чем больше чего-то истинного в человеке, тем более он
свободен в своем поведении, тем меньше ему надо изображать из себя что-то.
Успех предприятия в
немалой степени зависит от того, как одета бизнес-леди. Каким же должен быть ее костюм? Главная опасность, которая подстерегает женщину при
выборе делового костюма, - его гиперпровокационность.
Деловой костюм демонстрирует не только финансовые
возможности деловой женщины, но и ее воспитание, вкус, знание делового этикета.
Поэтому женщина должна всегда помнить о правиле: если
занимаешься бизнесом, нужно быть готовой пойти на определенные жертвы в моде.
Несмотря на то, что вот уже тридцать лет силуэт
женского делового костюма остается практически неизменным, сам костюм постоянно
претерпевает косметические корректировки. Это связано с эволюцией самого понятия
"классика". Классический стиль в наши дни очевидно тяготеет к
умеренно-свободным, демократичным линиям, допускающим сочетание с другими
стилями.
Некоторая
демократизация классики проявляется прежде всего в свободном покрое жакета. Он
притален - но слегка, и это не акцентируется. Все остальное жестко не
регламентировано. Пиджак
может быть и двубортным, и однобортным; до, ниже и выше линии бедер.
Пуговицы
- обязательно настоящие костяные или обтянутые тканью, кожей. Желательно, чтобы
они были одного цвета с костюмом.
Застежка
может быть суппортной (внутренней). Плечо слегка
расширенное и слегка приподнятое, но не более того.
На
что не распространяются новомодные вольности, так это на юбку. Здесь
для нововведений табу. Юбка
должна быть прямой, зауженной книзу, облегающей бедра, с разрезом сзади не
более десяти сантиметров. Классическая
длина юбки - до середины колен. Но она может быть и чуть выше колена, и чуть
ниже. Длина
юбки до середины икры хороша лишь для женщин, имеющих проблемы с ногами.
Исключаются
золотые и серебряные ремешки на юбке. И,
наоборот, приветствуются кожаные ремешки ручной работы с логотипом известных
фирм.
Брюки
чисто классического покроя, чуть зауженные книзу. Признак
моветона - брюки в обтяжку.
Большую
роль в грамотном выборе женского делового костюма играют ткань и цвет. Предпочтение
отдается гладким тканям - английским твиду и шерсти, а также сатину, матовому
шелку, бархату и букле. Исключаются
вискоза и всевозможные стрейчи.
Цветовая
гамма не пестрая: серый, бежевый, разнообразные оттенки темно-синего, глубокого
бордового, коричневого и черного.
Надо
помнить, что одни и те же цвет и фактура ткани могут быть приемлемы на одном
деловом мероприятии и совершенно недопустимы на другом.
Например, костюм из хлопка по этикету можно надеть лишь в том случае, если вы с
деловым партнером завтракаете или обедаете в ресторане на открытом воздухе. В
костюме чисто-белого цвета вы можете появиться только в летнее время на ужине. Костюм
в тонкую полоску пригоден для официальных мероприятий во второй половине дня.
Особое
внимание при выборе женского делового костюма следует обратить на
фирму-изготовителя. Коллекционные вещи из последних подиумных показов для бизнес-леди не подходят.
Ее
деловой костюм должен быть безукоризненно скучен, прост и ясен, как корка
черствого хлеба. Идеально,
если деловой костюм сшит специально для определенной женщины в доме моды
известного дизайнера. Второго
такого костюма вы не встретите; на нем обязательно будет логотип фирмы с
указанием лица, для которого сшита персональная модель.
Известно,
что деловой костюм, состоящий из юбки и пиджака, чаще предназначается для
мероприятий первой половины дня.
Брюки
и пиджак хороши вечером.
Черный деловой костюм
хорош либо для вечерних деловых встреч, либо для официальных публичных
выступлений.
(просторы инета)