77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Новогодние подарки работникам и их детям от предприятия

Приближается Новый год, предприятия начинают планировать обеспечение подарками работников и их детей. Какие особенности предоставления новогодних подарков от предприятия, организации, учреждения (дальше - предприятие)?
Новогодние подарки детям работников
В 2015 году Фонд соціального страхування з тимчасової втрати працездатності (дальше - ФСС по ВУТ) перестал финансировать приобретение и выдачу новогодних подарков для детей работников страхователей.
Вместе с тем в Закон Украины от 01.07.93 № 3356 "Про колективні договори і угоди" (дальше - Закон № 3356) внесена норма, по которой предприятиям предлагается самостоятельно заниматься подарками для детей работников (при условии внесения этой нормы в коллективный договор):
"Коллективный договор может предусматривать дополнительные в сравнении с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы, в частности по детскому оздоровлению и приобретению новогодних подарков для детей работников и т. п." (статья 7 Закона № 3356).
Итак, если предприятие планирует в текущем году приобретать и выдавать подарки детям работников, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- руководителю предприятия следует выдать приказ об осуществлении закупки и выдачи новогодних подарков детям работников, в котором прописываются все необходимые требования и критерии;
- возраст ребенка определен не трудовым законодательством, а Семейным кодексом Украины — это возраст до 18 лет. То есть предприятие может самостоятельно установить ограничения на возраст детей, которым будут выдавать подарки.

Налогообложение подарков детям работников
В порядке исключения из общих положений, установленных Налоговым кодексом Украины (дальше - НКУ), некоторые вопросы финансирования мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей и подростков, урегулированы Законом Украины от 30.11.2000 № 2117 "Про звільнення від оподаткування грошових коштів, які спрямовуються на проведення новорічно-різдвяних свят для дітей та на придбання дитячих святкових подарунків" (дальше - Закон № 2117), действующим каждый год в период с 15 ноября текущего года до 15 января следующего года.
Согласно Закону № 2117 стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия не включается в общий налогооблагаемый доход физических лиц - родителей тех детей, которые получили их от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных (в том числе профсоюзных) организаций и созданных ими учебных заведений, заведений здравоохранения и культуры, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом под детскими праздничными подарками в Законе № 2117 следует понимать наборы товаров, содержащие только кондитерские изделия, игрушки отечественного производства и фрукты, общей стоимостью не более 8% прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года.
Поскольку прожиточный минимум для трудоспособного лица по состоянию на 01.01.16 равен 1378,00 гривен, то не облагаемая стоимость новогодних подарков в 2016 году составляет 110,24 гривен (1378 х 8%).
Обратите внимание. 
Если вручение подарков планируется осуществить в январе 2017 году (с 01.01.17 по 15.01.17), то необходимо руководствоваться нормами законодательства Украины относительно размера прожиточного минимума на начало 2017 года.
Если подарок стоит дороже, то сумму превышения его стоимости необходимо обложить налогом по ставке 18% как дополнительное благо с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, полученных детьми согласно Закону № 2117 от перечисленных выше учреждений и организаций, не включается в общий налогооблагаемый доход граждан, являющихся их родителями. Вместе с тем такие доходы следует указать в налоговом расчете по ф. № 1 ДФ независимо от их налогообложения. Целесообразно их отразить с признаком дохода "127".

Кроме того, в соответствии со статтею 2 Закона № 2117 освобождаются от обложения НДС операции по продаже производственными и торговыми предприятиями детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, которые приобретаются за счет средств ФСС по ВУТ, профсоюзных комитетов предприятий и организаций, других неприбыльных организаций. При этом суммы налога, уплаченные производителями детских праздничных подарков за приобретение сырья и материалов для их производства, относятся в состав расходов и в налоговый кредит не включаются.
Вместе с тем при налогообложении подарков детям работников необходимо также учитывать подпункт 165.1.39 НКУ, которым определено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налогов не включается стоимость даров (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований), если их стоимость не превышает 50 процентов одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме.
То есть стоимость подарка, не облагаемая НДФЛ и военным сбором, в 2016 году составляет 689,00 гривен в месяц.
Обратите внимание. 
Если вручение подарков планируется осуществить в 2017 году, то необходимо руководствоваться нормами законодательства Украины о размере минимальной заработной платы на 01.01.17.
Стоимость такого подарка следует отразить в налоговом расчете по ф. № 1 ДФ с признаком дохода "160".

Новогодние подарки, выданные предприятием работникам
НДФЛ, военный сбор и ЕСВ
Если руководство предприятия решило поощрить работников новогодними подарками, то бухгалтеру необходимо учесть, что в случае выплаты налогоплательщику дополнительного блага не в денежной форме сумма НДФЛ исчисляется с учетом повышающего коэффициента.
Согласно подпункта 164.2.17 НКУ в состав общего месячного налогооблагаемого дохода плательщика налогов включается доход, полученный им как дополнительное благо. Если дополнительные блага предоставляются не в денежной форме, объект налогообложения исчисляется по правилам, определенным пунктом 164.5 НКУ, то есть базой налогообложения является стоимость дохода в любой не денежной форме, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены НКУ, умноженная на коэффициент, исчисляемый по следующей формуле:
К = 100 : (100 – Сп),
где К - коэффициент;
Сп - ставка НДФЛ.
На сегодняшний день этот коэффициент составляет 1,219512.
Вместе с тем при налогообложении подарков работникам также необходимо учитывать подпункт 165.1.39 НКУ.
Стоимость подарков, полученных налогоплательщиком в течение отчетного месяца, превышающая 50% минимальной заработной платы, будет подлежать налогообложению налоговым агентом, предоставляющим подарки, по ставке 18% (в сумме превышения).
Стоимость новогодних подарков, приобретенных за средства предприятия, указывается в налоговом расчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода "160". Если стоимость подарков превышает 50% минимальной заработной платы, - с признаком дохода "126".
Объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные статтею 163 НКУ (подпункта 1.2 пункта 161 подраздела 10 раздела XX НКУ), то есть общий налогооблагаемый месячный (годовой) доход. Поэтому, если стоимость подарка облагается НДФЛ, она подлежит и налогообложению военным сбором по ставке 1,5%, если нет - военный сбор также не удерживается.
Стоимость подарков к праздникам и билетов на зрелищные мероприятия для детей работников включена в пункт 8 раздела II Перечня, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.10  № 1170 "Про затвердження переліку видів виплат, що здійснюються за рахунок коштів роботодавців, на які не нараховується єдиний внесок на загальнообов’язкове державне соціальне страхування", поэтому ЕСВ на такую стоимость не начисляется и не удерживается.

Налог на прибыль
База по налогу на прибыль определяется исходя из бухгалтерского финансового результата до налогообложения, откорректированного на разницы, предусмотренные НКУ. Без разниц определяется база плательщиками, бухгалтерский доход которых в прошлом году составил не более 20 млн гривен (подпункт 134.1.1 НКУ).
Однако в НКУ есть только разница, связанная с подарками неприбыльным учреждениям и организациям, а именно: при безоплатной передаче товаров, основных средств, денежных средств неприбыльным учреждениям — неплательщикам налога на прибыль будет действовать разница, увеличивающая бухгалтерский финансовый результат до налогообложения на сумму подарка таким неприбыльным учреждениям, который превышает 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего года (подпункт 140.5.9 НКУ, статья 1 Закона № 2117). Также НКУ не содержит нормы, согласно которой нельзя учитывать расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью (подарки, финансирование личных нужд работников и т. п.).
В бухгалтерском учете при приобретении подарков их оприходуют на субсчет 209 по первоначальной стоимости, которая формирует расходы, непосредственно связанные с приобретением подарков. При передаче подарков оформляют проводку Дт 949 - Кт 209.

Что касается НДС, то новогодние подарки детям - это не что иное, как безоплатная передача товара. Поэтому при приобретении подарков предприятие включает сумму НДС в стоимости такого приобретения в состав налогового кредита (пункт 198.3 НКУ). Тем не менее, поскольку такая безоплатная раздача подарков не имеет связи с хозяйственной деятельностью, необходимо начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость приобретения, чтобы отсторнировать налоговый кредит (пункт 198.5 НКУ). И, наконец, при раздаче подарков детям необходимо начислить налоговые обязательства по НДС опять же на стоимость приобретения, но на этот раз - в связи с безоплатной передачей товара (пункт 189.1 НКУ).
Аналогичный алгоритм действий налоговики привели, в частности, в письме от 11.11.15 № 25227/10/28-10-06-11.
Налоговые обязательства, начисляемые при вручении подарков, оформляют проводкой Дт 949 - Кт 641/НДС.