Первый акт жизненной драмы у многих проходит под знаменем принуждения: детский сад, школа, вуз по настоянию родителей, потом работа, поиски своего места внутри полученной профессии, замужество (женитьба), рождение детей. Всё как и положено. Первый акт заканчивается (условно, конечно) в 33.
Платонов из "Неоконченной пьесы для механического пианино" мечется: "Мне 35 лет! Все погибло! Всё! 35 лет! Я ноль, я ничтожество! Ноль! Мне 35 лет! Лермонтов 8 лет, как в могиле! Наполеон был генералом! А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал! Где я? Где мои силы, ум, талант? Пропала жизнь!" Платонов учитель, женат, отец двоих детей.
35 - это возраст, когда уже многое сделано из того, что положено сделать социальному человеку. И вот, когда уже все это сделано, нередко люди задумываются о главном: а зачем это все?! И раскаиваются о неправильно сделанном выборе: неужели я родился на свет, чтобы считать чужие доходы и расходы, учить чужих детей, лечить больных!
Если первый акт прошел под знаменем принуждения, то второй акт драмы ЖИЗНЬ должен протекать под знаменем осмысленности.
Уже в кабинете профориентолога уточняют: «работа стала бессмысленной, я занимаюсь фигнёй», «работа тяготит меня», «у меня остановилась голова», «я хочу творить, а работа лишена творчества», «мне скучно на работе», «хочу движухи», «хочу быть полезным», «хочу масштабности».
Нужно разобраться, что именно целесообразно поменять — работу или профессию. Бывает, что нужно лишь переместиться к другому работодателю. Это будет смена работы. В иных случаях можно и задуматься о смене профессии. Профессии, как грозди винограда, состоят из близких деятельностей. Для примера назову грозди инженерных профессий, медицинских, административных, маркетинговых, логистических, финансовых, психологических и так далее.
Нередко, перебравшись из одной виноградины и оставаясь внутри прежней грозди в другую, ты уже чувствуешь прилив сил от новых задач и новых действий.
Страшно менять профессию
Лишь задумываясь о переменах, люди пугаются: «это же сколько учиться!», «а смогу ли я найти работу в новой профессии да без опыта», «а мама что скажет!», «у папы будет инфаркт», «муж будет не доволен», «придется начинать с маленькой зарплаты, а у меня потребности ого-го, я же не смогу поддерживать этот уровень жизни, к которому я привыкла», «имею ли я право?». Пожалуй, вот это корневой вопрос: имею ли я право?.
Имею ли я право на смену профессии?
Ответ. Вы имеете абсолютное право учиться новому. Идите и учитесь. Учеба перемещает вас в новый круг людей, ценностей и дел. Уже в процессе обучения вы почувствуете — действительно ли нужно перебираться в новую «гроздь» и покинуть старую. Или пусть эта деятельность будет дополнительным источником заработка.
Вы имеете право, пока вы живы, творить вашу жизнь по вашему личному усмотрению. И вы имеете право не хотеть то, что вы не хотите, сколько бы лет вам ни было. Мамы, папы, мужья и жены, сестры, братья и подруги вам не указ. Они не знают вашей внутренней ситуации - то есть ваших чувств. Как правило, окружающие мыслят прагматическими категориями: время, деньги. А внутренняя психологическая реальность не учитывается ими. А ведь внутренняя ваша реальность не менее реальная, чем деньги и время.
Не блажь ли это - мое желание поменять профессию?
Может, и блажь.
Но если вы испытываете на работе страх, отвращение, скуку — вы рискуете заболеть или прокиснуть. Надо принимать меры.
А теперь о практических шагах перехода.
Не всегда, далеко не всегда — чтобы поменять профессию, нужно получать еще одно высшее. Отнюдь. На рынке образования есть курсы по очень многим профессиям. В 35 лет вы не станете, скорей всего, хирургом (есть только дневное обучение), но клиническим психологом вы сможете стать. Мало где есть реальные невозможности.
Итак, первое: понять, кем же быть. Это понимание достигается с помощью профориентации.
Второе: найти учебное заведение, стажировку.
Третье: работать где работаете и учиться по вечерам.
Четвертое: подступаться к новой профессии, подползать, просачиваться к ней под дверью, в замочную скважину ли.
Пятое: выпрямляться и работать с энтузиазмом в новой профессии.
Ну, а что сказать новому работодателю?
Кто я? Почему он должен взять меня? Ведь у меня нету опыта в этой новой для меня сфере?
Пусть вас утешит мысль: никто не родился с опытом. Однако у вас в 35 лет есть опыт. Например, если вы работали в клиентском сервисе, а теперь хотите в закупки, у вас есть неслабый опыт работы и с людьми, и с документами. Да, цели другие, задачи другие, но крепкие нервы и бойцовские свойства остались с вами.
Не надо никого обманывать. Нужно открыть новому работодателю свои карты. Сказать так: я твердо намерен перейти в новую для меня область. Вот посмотрите: мои намерения серьезные. Я учусь. Мой прошлый опыт такой и такой. Я кое-что уже могу, делал, знаю в теории. Прошу вас взять меня на стажировку. И вы не пожалеете. Я мало что умею пока, но я всё могу. Я обещаю вам лояльность и трудолюбие.
Все это нужно кратко и емко изобразить в мотивационном письме. Только не говорите, не пишите вот этой пошлой фразы: «я обучаемый». Работодатель не хочет вас учить. Так почему же он вас должен взять на работу, начинающего, неопытного? А потому, что вы всего лишь на стажировку, вы на маленькую зарплату, от вас веет энтузиазмом и вы нравитесь! Помните, что на работу берут человека, а не только профессионала!
Если у вас горят глаза, вас возьмут. Если вы такой, как они - одной крови - вас возьмут. Если вы не просите о помощи. а предлагаете им свою помощь, вас возьмут. Ищите своих. И будьте лояльны, учитесь у своих новых работодателей, ловите каждое слово и задание, не отказывайтесь ни от каких заданий. Станьте незаменимым!
Ваша жизнь в ваших руках. Вы творец её. И будьте здоровы!