С 01 января 2017 года увеличились штрафные санкции для работодателей, которые не оформляют должным образом наемных работников. За нарушение трудового законодательства на юридических и физических лиц-предпринимателей, использующих наемный труд, будут накладываться такие штрафы:
- 320000 гривен - за недопуск государственного инспектора труда к проверке, когда она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса;
- 96000 гривен (за каждого работника, относительно которого совершено нарушение) - за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов; нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц; выплаты не в полном объеме;
- 32000 гривен - за каждого работника при несоблюдении минимальных государственных гарантий в оплате труда (за работу в выходной или праздничный день, сверхурочную работу и пр.) и льгот, которые установлены государством и предусматриваются законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации";
- 9600 гривен (нет привязки к каждому работнику) - за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату не в полном объеме;
- 3200 гривен - за нарушение других требований трудового законодательства, кроме указанных выше. К этому виду штрафа относится и штраф за непредставление или несвоевременное представление уведомления о принятии работника на работу.
- 9600 гривен (нет привязки к каждому работнику) - за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату не в полном объеме;
- 3200 гривен - за нарушение других требований трудового законодательства, кроме указанных выше. К этому виду штрафа относится и штраф за непредставление или несвоевременное представление уведомления о принятии работника на работу.
Изменения, в частности, относительно оплаты труда с 01.01.2017 года, штрафов за их нарушения работодателями, порядка уплаты ЕСВ работодателями и предпринимателями предусматривает Закон Украины от від 06.12.16 № 1774 "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України".
Кто может проводить проверки и применить штрафные санкции
Провести проверку по соблюдению норм трудового законодательства, а также применить финансовые (штрафные) санкции к работодателям, смогут:
- инспекции по труду;
- органы местного самоуправления;
- фискальная служба (в части уплаты налогов).
Министерство финансов Украины получает свободный и бесплатный доступ ко всем государственным реестрам (к Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, Государственному реестру регистрации имущественных прав и их ограничений, Государственному реестру имущественных прав на недвижимость, Государственному реестру актов гражданского состояния и другим реестрам).
Министерство также сможет получать необходимую информацию о застрахованных лицах у Фонда общеобязательного государственного социального страхования, в том числе и персональную. При этом, единственным ограничением к доступу - время осуществления полномочий контроля над соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга выплат, связанных с общеобязательным социальным государственным страхованием, а также при других мониторингах.
Штрафные санкции, которые могут применяться к работодателю
Финансовая ответственность
В соответствии со статьей 265 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ) юридические лица и физические лица-предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа (для расчета используется размер минимальной заработной платы - 3200 гривен - установленный с 01.01.17) в таких размерах:
- 100 минимальных зарплат (320000 гривен) - недопуск государственного инспектора труда к проверке, когда она осуществляется с целью выявления работников с неоформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса;
- 30 минимальных зарплат (96000 гривен) - за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение:
* фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта);
*оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы за полное рабочее время, установленное на предприятии (то есть человек официально должен работать 4 часа, но по факту работает 8 часов);
*выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов;
*нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц;
*выплаты не в полном объеме.
- 10 минимальных зарплат (32000 гривен) - за каждого работника при несоблюдении минимальных государственных гарантий в оплате труда (например, если не оплачена работа в ночное время, работа в выходной или праздничный день, сверхурочная работа и так далее);
- 3 минимальные зарплаты (9600 гривен) - нет привязки к каждому работнику, следовательно, этот штраф в целом по предприятию:
*за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату не в полном объеме;
*за недопуск инспекторов к проверке, кроме случая, когда темой проверки является не оформление трудовых договоров с работниками и выплата зарплаты в конверте;
- 1 минимальная зарплата (3200 гривен) - за нарушение других требований трудового законодательства, кроме указанных выше. Сюда также относится штраф за нарушение сроков подачи фискальной службе сообщения о принятии работника на работу.
Указанные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главою 27 Хозяйственного кодекса Украины.
Одновременно, необходимо отметить, что уплата штрафа не освобождает юридические лица и физические лица-предпринимателей, использующих наемный труд, от ликвидации нарушений законодательства о труде.
Указанные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главою 27 Хозяйственного кодекса Украины.
Одновременно, необходимо отметить, что уплата штрафа не освобождает юридические лица и физические лица-предпринимателей, использующих наемный труд, от ликвидации нарушений законодательства о труде.
Административная ответственность
Размер штрафных санкций при административной ответственности определяется, преимущественно, через необлагаемый минимум доходов граждан (по состоянию на 01.01.2017 года его размер составляет 17 гривен - указы Президента Украины от 21.11.95 № 1082 и от 25.08.96 № 762; письмо Высшего арбитражного суда Украины от 31.05.2000 N 01-8/252 "Про розмір неоподатковуваного мінімуму і розмір мінімальної заробітної плати").
Административная ответственность применяется, в соответствии с главой 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях, практически по всем нарушениям требований нормативно-правовых актов о труде, например:
Размер штрафных санкций при административной ответственности определяется, преимущественно, через необлагаемый минимум доходов граждан (по состоянию на 01.01.2017 года его размер составляет 17 гривен - указы Президента Украины от 21.11.95 № 1082 и от 25.08.96 № 762; письмо Высшего арбитражного суда Украины от 31.05.2000 N 01-8/252 "Про розмір неоподатковуваного мінімуму і розмір мінімальної заробітної плати").
Административная ответственность применяется, в соответствии с главой 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях, практически по всем нарушениям требований нормативно-правовых актов о труде, например:
- от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 гривен) – нарушение требований законодательства о труде (выплата зарплаты с нарушением сроков, в неполном объеме; непредоставление работникам информации, которая необходима для начисления пенсии; нарушение срока проведения аттестации рабочих мест; незаконный перевод работника на неполный рабочий день; увольнение работника с нарушением трудового законодательства; предоставление работнику отпуска без сохранения зарплаты свыше установленного законом срока и прочее);
- от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 5100 гривен) -повторное нарушение в течение года и за действия, совершенные относительно несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, а также матери или лица, которое заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
- от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 гривен) - допуск к работе работника без оформления договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства без наличия разрешения на работу;
- от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 до 34 000 гривен) - повторное нарушение в течение года: допуск к работе без соответствующих документов: трудового договора (контракта), приказа (распоряжения), разрешения на работу;
- от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 гривен) - невыполнение законных требований работников инспекции по труду относительно устранения нарушений трудового законодательства;
- от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 680 гривен) – нарушение законодательства об охране труда;
- от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 850 гривен) - нарушение порядка об уведомлении о несчастном случае на производстве;
- от 3 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 до 170 гривен) - уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора (соглашения), а также внесение в него необходимых изменений или дополнений;
- от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 гривен) - нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору (соглашению);
- от 1 до 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 85 гривен) - непредоставление информации, необходимой для ведения переговоров, заключения коллективного договора (соглашения).
Уголовная ответственность
За нарушение законодательства о труде виновные лица могут быть привлечены и к уголовной ответственности. В частности, в части первой статьи 172 Уголовного кодекса Украины (далее - УК) установлена уголовная ответственность за незаконное увольнение работника с работы из личных побуждений, а также за другие грубые нарушения законодательства о труде.
Преступление - предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления (статья 11).
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого в соответствии с УК может наступать уголовная ответственность (статья 18).
Конечно, факт увольнения из личных побуждений установить непросто - можно лишь подозревать, что увольнению того или иного работника "способствовали" личные мотивы должностного лица. Основываться же такое подозрение может не только на конкретных документах, но и на свидетельствах других работников.
Что касается грубого нарушения законодательства о труде, то это понятие охватывает все случаи нарушений, ухудшившие условия труда, что привело к нарушению конституционных прав или ущемлению законных интересов работника. В частности, грубым нарушением законодательства о труде являются: умышленная невыдача трудовой книжки работнику при увольнении, что стало препятствием к его дальнейшему трудоустройству; введение работодателем удлиненного рабочего дня; необоснованный отказ в заключении трудового договора либо отказ, содержащий признаки дискриминационного характера, и так далее.
Все приведенные выше нарушения законодательства о труде, а также а связи с сообщением работником о нарушении другим лицом требований Закона Украины от 14.10.14 № 1700 "Про запобігання корупції" наказываются (статья 172 УК):
- штрафом в размере от 2000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34000 до 51000 гривен);
- лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
- исправительными работами на срок до 2 лет.
Те же нарушения, совершенные повторно по отношению к несовершеннолетнему лицу, беременной женщине, одиноким отцу, матери, или лицу которое их заменяет и воспитывает ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида, наказываются :
- штрафом от 3000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51000 до 85000 гривен);
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- исправительными работами на срок до 2 лет;
- арестом на срок до 6 месяцев.
Необоснованная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам больше чем за один месяц, осуществленной умышленно руководителем юридического лица, независимо от форми собственности, либо физическим лицом-предпринимателем, использующим наемный труд, наказываются (статья 175 УК):
- штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 гривен);
Обратить внимание.
Уголовная ответственность за грубое нарушение законодательства о труде наступает за умышленное посягательство на общие условия труда, не создающее опасности для жизни или здоровья работника. Именно этот признак и отличает преступление, ответственность за которое предусмотрена в статье 172 УК, от преступлений, ответственность за которые определена статьями 271–275 УК (то есть за нарушение правил безопасности в различных сферах производства).
За нарушение законодательства о труде виновные лица могут быть привлечены и к уголовной ответственности. В частности, в части первой статьи 172 Уголовного кодекса Украины (далее - УК) установлена уголовная ответственность за незаконное увольнение работника с работы из личных побуждений, а также за другие грубые нарушения законодательства о труде.
Преступление - предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления (статья 11).
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого в соответствии с УК может наступать уголовная ответственность (статья 18).
Конечно, факт увольнения из личных побуждений установить непросто - можно лишь подозревать, что увольнению того или иного работника "способствовали" личные мотивы должностного лица. Основываться же такое подозрение может не только на конкретных документах, но и на свидетельствах других работников.
Что касается грубого нарушения законодательства о труде, то это понятие охватывает все случаи нарушений, ухудшившие условия труда, что привело к нарушению конституционных прав или ущемлению законных интересов работника. В частности, грубым нарушением законодательства о труде являются: умышленная невыдача трудовой книжки работнику при увольнении, что стало препятствием к его дальнейшему трудоустройству; введение работодателем удлиненного рабочего дня; необоснованный отказ в заключении трудового договора либо отказ, содержащий признаки дискриминационного характера, и так далее.
Все приведенные выше нарушения законодательства о труде, а также а связи с сообщением работником о нарушении другим лицом требований Закона Украины от 14.10.14 № 1700 "Про запобігання корупції" наказываются (статья 172 УК):
- штрафом в размере от 2000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34000 до 51000 гривен);
- лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
- исправительными работами на срок до 2 лет.
Те же нарушения, совершенные повторно по отношению к несовершеннолетнему лицу, беременной женщине, одиноким отцу, матери, или лицу которое их заменяет и воспитывает ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида, наказываются :
- штрафом от 3000 до 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51000 до 85000 гривен);
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- исправительными работами на срок до 2 лет;
- арестом на срок до 6 месяцев.
Необоснованная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам больше чем за один месяц, осуществленной умышленно руководителем юридического лица, независимо от форми собственности, либо физическим лицом-предпринимателем, использующим наемный труд, наказываются (статья 175 УК):
- штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 гривен);
- исправительными работами на срок до 2 лет;
- лишением свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Те же нарушения, если они совершены в случае нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии или других, установленных законом выплат, наказываются:
- штрафом от 1000 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 до 25500 гривен);
Руководитель юридического лица, независимо от форми собственности, физическое лицо-предприниматель, использующее наемный труд, освобождаются от уголовной ответственности, если до привлечения к ответственности они обеспечат выплату заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.- лишением свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Те же нарушения, если они совершены в случае нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии или других, установленных законом выплат, наказываются:
- штрафом от 1000 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17000 до 25500 гривен);
- ограничением свободы на срок до 3 лет;
- лишением свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Обратить внимание.
Уголовная ответственность за грубое нарушение законодательства о труде наступает за умышленное посягательство на общие условия труда, не создающее опасности для жизни или здоровья работника. Именно этот признак и отличает преступление, ответственность за которое предусмотрена в статье 172 УК, от преступлений, ответственность за которые определена статьями 271–275 УК (то есть за нарушение правил безопасности в различных сферах производства).