77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Поводы сказать "нет" проверяющим органам

2017 год имеет шансы стать переломным для существующей системы госнадзора за деятельностью украинских предпринимателей. В течение следующих 11 месяцев Государственная регуляторная служба (ГРС) должна разработать единую электронную систему. В ней будут в открытом доступе публиковаться все планы проверок на следующий год и отчеты об их выполнении. Но она также должна создать механизм надзора за самими контролирующими органами, дабы те не выходили за рамки своих полномочий и установленной процедуры контроля.
Чтобы новой системе дать немного времени для запуска, через Верховную Раду в конце предыдущего года продавили продление моратория на проверки бизнеса в 2017 году. Хотя он является скорее ограничением, а не запретом, ведь ряд контролирующих органов сохранил право проводить плановые проверки, а остальные - имеют четыре повода для внеплановых.
Тем не менее, новые правила проверок, которые приняли в конце прошлого года и должны воплощать в жизнь в течение текущего, дают бизнесменам более четкое понимание, в каких случаях, они могут даже на порог не пускать проверяющих. Юристы отмечают, что предприниматель имеет право отказать или остановить проверку практически из-за любых отклонений от процедуры. 
"Вынесенные по результатам такой проверки постановления или предписания могут быть обжалованы в суде, а исполнение решения, к примеру, о взыскании штрафа — приостановлено на время разбирательства", - подчеркивает юрист юридической компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Инна Рудник.
Плановая проверка обязательно должна быть включена в годовой план
Плановая проверка, с которой контролирующий орган пришел к предпринимателю, обязательно должна быть включена в годовой план. Его, в свою очередь, контролирующий орган обязан опубликовать на своем сайте до 1 декабря года, предшествующему плановому. «При этом вносить изменения в годовой план запрещено законом. Только для устранения технических ошибок или в случае изменения названия предприятия», — поясняет Михаил Войцеховский, младший юрист Адвокатской компании «Правочин».
После запуска единой системы проверок, эти планы будут отображаться именно там. А предпринимателям не придется ходить по весьма запутанным сайтам контролирующих органов, дабы узнать ждут ли их «приятнейшие» визиты в течение года.
Нет уведомления — нет проверки
Юристы отмечают, что контролирующие органы обязаны сообщить предпринимателю о своем ближайшем плановом визите не позднее, чем за 10 дней. «Требования к уведомлению установлены законом и, при их несоблюдении, субъект хозяйствования вправе не допускать контролирующий орган на предприятие для осуществления планового мероприятия», — поясняет Инна Рудник.
Уведомить предпринимателя можно не только вручив ему сообщение лично или отправив обычной почтой. Электронное извещение с 2017 года тоже берется в счет.
У контролера должны быть полномочия
Перед началом проверки контролер обязан предъявить оригинал направления или удостоверения на проверку, вручить его копию предпринимателю, показать свое служебное удостоверение, выданное органом, который проводит проверку. В ином случае, по словам юристов, — проведение проверки можно как минимум отсрочить.
Соблюдение периодичности проверки
Предприниматели могут смело закрывать двери перед носом контролера, если тот нарушил периодичность проведения проверок. «Такая периодичность зависит от рисков деятельности предпринимателя, которые определяется в разных отраслях по разным критериям», — поясняет Михаил Войцеховский.
Наиболее часто можно проверять бизнес с высокой степенью риска — один раз в два года. Реже всего — предпринимателей с незначительным риском — один раз в пять лет. «В любом случае, ежегодно один и тот же орган не может приходить, а если и придет — это основание для недопуска его к проверке», — подчеркивает юрист АК «Правочин».
Наличие унифицированного акта проверки
Контролер обязан использовать унифицированный акт проверки, который утвержден органом. А задавать лишь вопросы, которые являются основанием для проведения проверки.
«Если же инспектор использует не тот акт с вопросами, что размещен на официальном сайте ведомства, предприниматель может требовать прекратить проверку», — обращает внимание Михаил Войцеховский.
Запись о проверке в журнале
В Государственной регуляторной службе также отмечают, что предприниматель может не допускать контролера к проверке, если тот не внес или отказывается вносить запись об ее осуществлении в журнал регистрации мероприятий госнадзора, если такой, конечно, есть у предпринимателя.
При этом четкой установленной формы такого журнала нет, он создается в произвольной форме. «Главное, чтобы он содержал сведения о названии контролирующего органа, тип проверки, продолжительность ее проведения, и место для отметки контролера. Ни с кем согласовывать его не надо, это как журнал для отметок: кто приходил, что и сколько он проверял», — поясняет Михаил Войцеховский.
Примітка 
Зауважимо власну незгоду з висловленим, оскільки, наказом Державного комітету України з питань розвитку підприємництва від 10.08..98 N 18 затверджено форми та Порядок ведення Журналу відвідання суб'єктів підприємницької діяльності контролюючими органами, зареєстровано в Міністерстві юстиції України 01 жовтня 1998 року за N 619/3059.  На сьогодні, це чинний нормативно-правовий акт. 
ЧитайтеПро Журнал реєстрації перевірок

Длительность проверки
Юристы рекомендуют предпринимателям иметь такие журналы регистрации. Ведь суммарная длительность всех проверок в течение года не может превышать 15 рабочих дней для малого бизнеса и 30 дней — для крупного. «Если, исходя из журнала, квота дней использована, контролерам можно сказать «встретимся попозже» и не допускать к проверке», — говорит юрист АК «Правочин».
При этом один контролирующий орган не может дольше 5 дней планово проверять малое предприятие, у которого средняя численность сотрудников в течение года не больше 50 человек, а годовой доход менее 10 млн евро. Для другого бизнеса — не дольше 10 дней. Внеплановые же проверки крупного бизнеса проводятся в течение 10 рабочих дней, а малого — в течение двух.
Одобрение внеплановой проверки регуляторной службой
Действующий мораторий оставляет право контролеру провести внеплановую проверку по заявлению физического лица, права которого якобы были нарушены предпринимателем. Тем не менее, такую проверку в обязательном порядке должна одобрить Государственная регуляторная служба, которая оценивает «обоснованность» жалобы. При этом соответствующее решение должно быть обнародовано на сайте ГРС. Если согласования нет, оснований для проверки у контролера тоже нет.
Повод для внеплановой проверки
Предпринимателям также стоит быть внимательными и запоминать повод, по которому к нему пришел контролер с внеплановой проверкой, отмечают в Государственной регуляторной службе. Ведь если контролер пришел повторно по тому же факту, по которому внеплановая проверка уже проводилась, с ним можно прощаться безо всяких церемоний.
Кроме того, юристы обращают внимание, что любые проверки могут проводится только в рабочее время предприятия. Предприниматели имеют право фиксировать процесс ее проведение на видео или аудио. А любая плановая или внеплановая проверка юрлица должна проводиться только в присутствии руководителя или уполномоченного им лица. «Если же руководителя нет, контролерам можно предложить чай и стул, предложив его дождаться», — говорит Михаил Войцеховский.
И, что еще более важно, по мнению юриста, предпринимателям стоит помнить, что во время проведения проверки контролеры не могут изымать оригиналы финансово-хозяйственных, бухгалтерских или других документов, а также компьютеров и их частей. Такие действия банально незаконны, и предусматривают как минимум дисциплинарную ответственность служебных лиц.
Чего должны придерживаться контролеры