77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Нужно ли оплачивать товар, если покупатель случайно повредил его в магазине?

Согласно статье 323 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) риск случайного уничтожения или повреждения имущества несет его собственник, то есть магазин. В соответствии со статьей 668 ГКУ риск случайного уничтожения или повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара. Таким образом, до момента, пока покупатель не приобретет товар в кассе (с выдачей чека) риск случайного уничтожения или повреждения товара несет магазин.
При этом необходимо учитывать, что ущерб, причиненный имуществу другого лица, подлежит возмещению. Однако для возникновения обязанности у покупателя возместить ущерб необходимым условием является наличие вины покупателя. То есть, если покупатель разбил товар вследствие, например, неправильной раскладки товара (товар навален один на другой, товар стоял на самом краю полки), толчка другого покупателя и тому подобное, такой покупатель не несет ответственности за разбитый товар по причине отсутствия его вины.
Кроме того, ущерб, причиненный имуществу другого лица, может быть возмещен исключительно в добровольном порядке или в судебном. Если покупатель (даже при стопроцентном наличии его вины) отказывается возмещать ущерб в добровольном порядке, его никто не может и не имеет права принудительно заставить оплачивать товар. 
В этом случае магазин (его администрация) имеет право составить акт и зафиксировать ситуацию на месте, а также собрать показания свидетелей, снять фиксацию произошедшего с камер видеонаблюдения (при наличии) и в дальнейшем обратиться в суд, где и будет доказывать наличие вины покупателя в повреждении товара.
Также необходимо обратить внимание на то, что при повреждении товара покупателем работники магазина не имеют права каким-либо образом задерживать покупателя (с помощью охраны и т. п.) и, как уже говорилось выше, принуждать оплачивать стоимость поврежденного товара. 
Согласно абзацу второму части второй статьи 17 Закона Украины от 12.05.91 № 1023 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента. 
Также статтею 19 указанного закона установлен запрет нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности. В частности, агрессивной считается предпринимательская практика, фактически содержащая элементы принуждения, надоедания или ненадлежащего влияния и существенно влияющая или такая, которая может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя в отношении приобретения продукции. 
Как агрессивные запрещаются следующие формы предпринимательской практики: создание впечатления, что потребитель не может оставить помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты; требование оплаты продукции, предоставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.