77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Офисные провокаторы: как работать с конфликтными сотрудниками

Жизнь офисного сотрудника полна опасностей: повсюду можно встретить улыбчивых волков в овечьих шкурах, которые готовы легко и изящно "съесть" коллег. Даже лучшие переговорщики, лидеры, "звезды" компании, которые могут обеспечить ей огромный скачок в прибыли, способны… развалить организацию изнутри. 
Вот что рассказывает собственница одной производственной компании: "Наша BizDev (business development manager) фактически вывела бизнес на международный рынок. Столько признания, сколько она, не получал никто. Но вот что удивительно: допуская редкие промахи, она не могла признать их. Сваливала все на других, подставляла, провоцировала конфликты. Переговорка регулярно взрывалась громкими разборками. В результате некоторые сотрудники уволились". Так кем же они могут быть - конфликтные сотрудники? Это неудобные для других "двигатели прогресса" или оказатели медвежьей услуги, от которых необходимо избавиться? "Уж не знаю, радоваться или огорчаться тому, что в какой-то момент "звезда"- провокатор тоже ушла. Сейчас у нас обновленная команда, не такая "звездная", зато все эти три года текучесть практически нулевая". 
Можно ли каким-то образом удачно интегрировать такого человека в команду? Подчеркнуть плюсы и нейтрализовать минусы? Чтобы принять решение, нужно оценить ситуацию по нескольким критериям. 
1. Цели сотрудника
Каковы главные (пусть и неосознаваемые) цели конфликтного сотрудника? Является ли склонность к манипулированию и разжиганию конфликтов лишь «побочным эффектом» высокой результативности? Или главная задача человека — завоевывать власть и награды любыми, даже вредными для компании, способами, вносить смуту в коллектив? 
2. Стратегия компании
Быстро взлететь, использовав творческие возможности не обремененных «моральными предрассудками» Остапов Бендеров, а после этого - хоть потоп? Или принято решение использовать системный подход, растить людей внутри организации и сохранить дееспособную команду в полном составе? 
3. Критичность приносимого вреда
Каков реальный масштаб негативных действий разжигателя конфликтов? Самые опасные ситуации возникают тогда, когда человек или группа людей:
• обманывают "по-крупному" или систематически;
• приводят к ухудшению отношений с клиентами и партнерами;
• шантажируют;
• выживают людей из компании (или не дают "прижиться" новым);
• используют полномочия для того, чтобы увольнять подчиненных по личной прихоти;
• распространяют непристойные слухи.

Вот еще одна история из практики компании, которая свидетельствуют о том, что часто проблема преувеличена: "Вредность одного нашего сотрудника заключается в том, что он регулярно договаривается о премии в средине квартала, когда остальные могут получить ее только в конце, пытался перебросить работу своего отдела на других и много времени проводит в кабинете собственника. Они даже отдыхали вместе с семьями как-то на выходных. Сотрудник стал любимчиком, и порой в разговоре ведет себя, как будто собственник - это он сам. C другой стороны, таких преданных компании людей мало, и главное - он умеет делать "вертолет из ничего". Но сотрудники жалуются на него толпами. Возможно, дело в зависти?"

Так ли страшен волк?
В 80% случаев "сложный" сотрудник - это не так уж плохо. Иногда схитрить, избежать ответственности, обойти других, спровоцировать ссору пытаются многие. Но соломинку, конечно, мы видим в глазу другого. 
Часто поведение провокаторов демотивирует коллектив и снижает производительность всей команды. Но при этом может помочь HR-менеджеру заметить и нейтрализовать "слабые места" в системе управления персоналом. Так что же предпринять HR-менеджерам, коучам, руководителям, чтобы минимизировать негативное влияние конфликтов на работу?

Повышаем прозрачность
Если в каких-то областях между сотрудниками регулярно возникают споры, важно повышать прозрачность в этих вопросах. Например, если постоянно возникают конфликты в сфере поощрения/наказания, вполне возможно, необходимо более подробно объяснить, прописать эту систему: за что и в каком размере сотрудник может получить дополнительное вознаграждение. Лишение премии, которое стало для сотрудника абсолютной неожиданностью по причине недостаточного информирования, является одним из сильнейших долгосрочных демотиваторов. Но и премии, которые незаслуженно, по мнению сотрудников, получают коллеги, работающие на аналогичных позициях, тоже оказывают негативное влияние. 
Прозрачность важна и в коммуникациях, в том числе с высшим руководством компании. В одной из компаний регулярно возникали конфликты между главным и региональным офисами (где было расположено производство). В спорных моментах СЕО всегда принимал сторону руководителя, работавшего в главном офисе. При анализе коммуникаций вскрылась распространенная проблема - у территориально ближайшего к СЕО руководителя физически больше возможностей подробнее изложить свое видение, навязать точку зрения. И это видение было личностно окрашено - дескать, не хотят люди работать. Когда, после настойчивых требований директора по производству, в практику ввели мини-совещания СЕО с главным инженером завода, выяснились не только важные производственные аспекты, но и незадействованные ранее альтернативные возможности. И самое главное - благодаря настойчивости директора по производству прекращены искажения информации на личностной почве.

"Серпентарий единомышленников": держим руку на пульсе
Конечно, далеко не всегда есть возможность до деталей расписать все бизнес-процессы и должностные инструкции. Для профилактики конфликтов крайне важен изначальный настрой на конструктив. 
Больше всех в офисных войнах страдают наименее хитрые, а также новые сотрудники. За этим важно следить, в противном случае может сложиться ситуация, которой поделился один HR-менеджер: "Мы долго искали и наконец-то нашли главного бухгалтера в холдинг. А он поработал три недели и вдруг заявил, что уходит. В разгар запуска новой ERP-системы. Финансово компания сильно пострадала. Сотрудник объяснил решение тем, что его враждебно принял коллектив и что он не сработается с людьми, которые пытаются "навешивать" былые промахи на тех, кто еще не разобрался в работе. Привел факты. Уговорить его остаться мы не смогли. Нужно было раньше встретиться с ним, побеседовать, принять меры". 
Ежегодные потери от неоправданной замены сотрудников обходятся компаниям в бюджет небольшого государства. Такая ситуация - из разряда "запущенных". Видно, что руководство даже не представляет, какова атмосфера и методы влияния в команде. И как давно "старые" сотрудники научились таким образом принимать новых. 
Чтобы такого не случалось, нужна регулярная обратная связь от всех сотрудников о сложностях в работе, атмосфере в команде. Формат обратной связи зависит от размеров и других особенностей компании, но в целом очень хорошо себя зарекомендовали опросы — анонимные и открытые, устные и письменные. Причем открытые и анонимные опросы оптимально чередовать. 
Прекрасно работают также "психологические" тимбилдинги - обстановка в коллективе видна, как на ладони. Это командообразующие тренинги с использованием специальных психологических упражнений для диагностики степени слаженности и укрепления команды. Такие тренинги проявляют отношение сотрудников друг к другу, «холодные войны», затянувшиеся конфликты. Они же позволяют сотрудникам отпустить старые обиды, научиться увереннее и конструктивнее решать конфликты, а значит, сделать шаги к сплочению, от которого выиграют все.

Памятка по выживанию в офисных конфликтах
1. Нелюбовь к выяснению отношений - не повод закрыть глаза на ситуацию, которая волнует. Если тянуть с решением конфликта, он может стать неразрешимым, и единственным выходом будет увольнение.
2. Вас пытаются запутать? Проясняйте ситуацию. Каждый в своей работе хоть раз встречался с партнером/коллегой, который, в силу различных причин, не хотел четко отвечать на поставленные вопросы. Зачастую это попытка избежать сложного разговора о невыполненных обязательствах или скрыть свою некомпетентность, утаить информацию — в надежде на то, что человеку будет неловко переспросить. Ваше право - разбираться в ситуации до тех пор, пока она не станет ясной.
3. Вас обманывают? Проводите профилактику. Формулируйте все важные договоренности в письменной форме.
4. Вас уводят от главного? Переводят разговор на несущественные вопросы или просто переходят на личности? Настойчиво возвращайтесь к сути. Предположим, вместо запланированных ресурсов на реализацию проекта вы получили обещание «золотых гор» в будущем. И рассказ о том, как вас высоко ценят. Вы вправе вежливо и без раздражения вернуть разговор в русло обсуждения текущей ситуации и способов выделения тех ресурсов, которые нужны вашему проекту прямо сейчас.
5. Ваш козырь - доброжелательность, неравнодушие к делу и знание своих прав и обязанностей. Людей, которые не ввязываются в драку, но готовых стоять за себя, а также хорошо делать свою работу, провокаторы конфликтов не трогают - неинтересно и бесперспективно.
6. Часто от выяснения конфликтной ситуации людей останавливает неосознанный страх узнать что-то неприятное - например, что руководство примет сторону оппонента. Здесь каждый решает для себя - рискнуть или продолжить кошмар до бесконечности.
7. В сложных ситуациях ваша репутация в глазах коллег и руководства сыграет важную роль. Регулярные отчеты о вашей работе и отсутствие ложной скромности в помощь!

Начать с себя
Порой провокация так возмутительна, что человек сразу переходит на крик. Истерия в конфликте ни к чему. Вас запишут в когорту эмоционально неуравновешенных крикунов и перестанут принимать во внимание аргументацию с вашей стороны. Первое, что помогает уравновеситься - разобраться в себе самом. Самая большая проблема в конфликте - это то, что нам неприятны действия другой стороны, и, как следствие, мы хотим эту вторую сторону вынудить измениться. А она, как правило, не хочет. Или не может. И на это всегда есть причина - в основном, страх. 
Мы не можем изменить других на уровне их глубинных убеждений и ценностей. Особенно быстро. Особенно в противостоянии. 
Но мы можем помочь себе. Пережить внутреннюю бурю. Не поддерживая ее ("Наверняка мне уже ищут замену!"). Не заговаривая себе зубы ("Все нормально! Ничего не произошло!"). Успокоившись, принять решение - в чем необходимо разобраться, какие действия предпринять. При этом опираться на факты, а не на предположения. А в разборе конфликтных ситуаций необоснованные предположения обнаруживаются всегда, причем с каждой стороны. 
Если сфокусироваться на том, как помочь себе, а не что-то доказать другим, мы можем не победить, но выиграем обязательно. Подавляющее же большинство людей в конфликте даже не осознает, что именно их больше всего волнует. "Я совсем не обижен, еще чего!" - доказывает молодой руководитель, задетый пренебрежительным отношением нового начальника. И с этого "сокрытия" начинаются серьезные проблемы.

Преимущества провокаторов?
Нельзя не отметить преимущества наличия в коллективе сотрудников-провокаторов — а таковые, как ни странно, есть:
• Они - лучшие тренажеры устойчивости, решительности и умения придерживаться приоритетов.
• Часто именно они - самые творческие коммуникаторы. Персонажи, у которых всегда можно поучиться гибкости и умению нетривиально выйти из тупиковой ситуации. А также попросить совета, как справиться с конфликтными клиентами и поставщиками. 
Удивительно, но факт: даже сотрудники, которые становятся эпицентром конфликтов в коллективе, могут приносить пользу. Главное - следить за тем, чтобы их влияние на коллектив не выходило из-под контроля, и направлять их энергию в мирное русло.