77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Типы тунеядцев: откуда берутся и кто в этом виноват

Людей, которые имеют возможность отлынивать от работы в то время, когда весь коллектив интенсивно трудится называют "тунеядцами", но как им годами удается получать заработную плату за их ничегонеделанье? Откуда они появились? Нужно ли с ними бороться или проще закрыть глаза? А может, попытаться их перевоспитать? Или просто уволить, чтобы другим неповадно было? Как они влияют на бизнес? 
Не будем утверждать, что тунеядцы встречаются в любой организации, но явление это достаточно распространенное. Каждый человек сталкивался с ними в коллективе, наблюдал среди коллег, пусть не в своем, но в соседнем отделе - точно. И это не зависит от сферы деятельности и размеров компании. Рассмотрим наиболее распространенные виды таких "трудолюбивых" сотрудников и способы их появления в организации:
"Позвонок" - человек, которого трудоустроили в организацию по звонку очень важного человека. Деловые и профессиональные качества кандидата изначально не соответствовали должности. Такой кандидат был принят в организацию, но "трогать" его нежелательно, и до определенного времени практически невозможно, иначе можно испортить отношения с этим важным рекомендателем, отчего может пострадать бизнес.

"Сынок" - близкий родственник руководителя или ключевого топ-менеджера. В данном случае речь идет именно о детях, имеющих серьезные профессиональные провалы в компетенциях и рабочей мотивации. А учиться правильно работать такие "детишки" не могут или не хотят. И не хотят работать на подходящих для них должностях. Им импонирует только громкое название их должности.

"Дед" - человек-легенда. Очень давно работающий в организации, возможно, начинал свою работу бок о бок с руководителем компании и дорог тому, как память. Даже новичкам о нем, долгожителе, рассказывают легенды и демонстрируют как пример долгой карьеры в компании. Вот и высиживает "дед", выезжает на старых заслугах. Чаек попивает.

"Парковщик". Такой сотрудник раньше работал на серьезной должности продолжительное время. Он был на виду, но по каким-то причинам стал неугоден руководству на своем посту, а его увольнение из компании нежелательно или затруднительно. И его переводят в неосновное подразделение, «паркуют», где о нем все напрочь забывают. Что есть человек, что его нет - неважно.

"Совместитель" - сотрудник оформлен на работу на полную занятость и находится на работе полный рабочий день, и мог бы быть хорошим работником, но не заинтересован включать мозги на полную катушку. В рабочее время он размышляет о совсем других проектах, делах, задачах, интересах, возможно, своем бизнесе и т. п. Рабочие вопросы решает лишь урывками, справляется, но, что называется, по нижней планке.

"Формалист" - человек-отписка. Он четко соблюдает регламенты и процедуры, все делает ровно как нужно и настолько, насколько написано в регламентах. А чего не прописано, старается не делать. Но ведь известно, что не все процессы и не при каждой корпоративной культуре можно зашить в регламенты. Таким образом, тунеядец-формалист ловко лавирует, прикрываясь процедурами и указанными в них сроками. А в авральных, нестандартных случаях, разводит руками или отсылает к руководителю.

"Любимчик". Этого сотрудника руководитель любит всей душой. Прощает ему любые недостатки и просчеты. Любимчик нашел путь к сердцу руководителя, нужен ему на эмоционально-психологическом или ином уровне. Конечно, руководитель может и разлюбить «любимчика», но сроки неизвестны.

"Сутяжник". Его не увольняют, потому что не хотят с ним связываться, боятся последствий. В отличие от формалиста (более безобидного типа тунеядца), сутяжник, возможно, подсобрал какой-либо компромат на организацию или своего руководителя, или на процессы в организации, и он из себя представляет мину замедленного действия. Если его тронуть, будет угрожать письмами, жалобами, судебными исками, проблемами с клиентами и пр.

"Перегретый". Работает человек давно, когда-то показывал хороший результат, имеет очень приятную для него и давно не пересматриваемую систему мотивации по его должности: как бы он плохо или хорошо не работал, свой достаточно высокий оклад он получит в любом случае. Он работает ровно настолько, чтобы не уволили.

"Пассажир" - оказался на данном рабочем месте случайно для самого себя. И по известным только для него причинам, он точно понимает, что данное рабочее время для него временное. Он хочет просто пересидеть, дождаться предложения от компании своей мечты. Поэтому работает в ненапряженном для себя режиме, не особенно стремясь к результату.

К чему приведут расплодившиеся тунеядцы и что делать руководителю? 
Даже если руководитель компании сам человек неординарный, талантливый, разработал уникальный продукт/услугу на радость рынку, имеет костяк надежных людей рядом и его бизнес идет в гору, тунеядцы в отдельных подразделениях - индикатор системы управления компании и работы с персоналом. И нужно срочно наводить порядок в головах и процессах. Создавать единые правила для всех сотрудников. Минимизировать исключения. Выстраивать «западающие» HR-процессы. 
Тунеядцы встречаются в компаниях редко, если:
• Руководитель бизнеса имеет долгосрочную стратегию развития бизнеса, инициирует развитие корпоративной культуры, разработку истинных, а не заявленных/написанных корпоративных и профессиональных ценностей. 
• Есть работающие КPI как в основных, так и в сервисных подразделениях. 
• Результаты подразделений/сотрудников привязаны к системе мотивации. 
• Существует регулярная оценка сотрудников по результатам их деятельности и адекватные управленческие решения по ее результатам. 
• Система мотивации регулярно пересматривается, замеряется рынок труда и заработных плат. 
Всем желаю работящих и результативных коллег в коллективе, а руководителям - смелости для жизненно необходимых перемен!