Людей, которые имеют возможность отлынивать от работы в то время, когда весь
коллектив интенсивно трудится называют "тунеядцами", но как им годами удается получать
заработную плату за их ничегонеделанье? Откуда они появились? Нужно ли с ними
бороться или проще закрыть глаза? А может, попытаться их перевоспитать? Или
просто уволить, чтобы другим неповадно было? Как они влияют на бизнес?
Не будем утверждать, что тунеядцы встречаются в любой организации, но явление это
достаточно распространенное. Каждый человек сталкивался с ними в коллективе,
наблюдал среди коллег, пусть не в своем, но в соседнем отделе - точно. И это не
зависит от сферы деятельности и размеров компании. Рассмотрим наиболее
распространенные виды таких "трудолюбивых" сотрудников и способы их появления в
организации:
"Позвонок" - человек, которого трудоустроили в организацию по звонку очень важного
человека. Деловые и профессиональные качества кандидата изначально не
соответствовали должности. Такой кандидат был принят в организацию, но "трогать" его нежелательно, и до определенного времени практически невозможно,
иначе можно испортить отношения с этим важным рекомендателем, отчего может
пострадать бизнес.
"Сынок" - близкий родственник руководителя или ключевого топ-менеджера. В данном случае речь идет именно о детях, имеющих серьезные профессиональные провалы в компетенциях и рабочей мотивации. А учиться правильно работать такие "детишки" не могут или не хотят. И не хотят работать на подходящих для них должностях. Им импонирует только громкое название их должности.
"Дед" -
человек-легенда. Очень давно работающий в организации, возможно, начинал свою
работу бок о бок с руководителем компании и дорог тому, как память. Даже
новичкам о нем, долгожителе, рассказывают легенды и демонстрируют как пример
долгой карьеры в компании. Вот и высиживает "дед", выезжает на старых заслугах.
Чаек попивает.
"Парковщик".
Такой сотрудник раньше работал на серьезной должности продолжительное время. Он
был на виду, но по каким-то причинам стал неугоден руководству на своем посту,
а его увольнение из компании нежелательно или затруднительно. И его переводят в
неосновное подразделение, «паркуют», где о нем все напрочь забывают. Что есть
человек, что его нет - неважно.
"Совместитель" - сотрудник оформлен на работу на полную занятость и находится на работе полный
рабочий день, и мог бы быть хорошим работником, но не заинтересован включать
мозги на полную катушку. В рабочее время он размышляет о совсем других
проектах, делах, задачах, интересах, возможно, своем бизнесе и т. п. Рабочие
вопросы решает лишь урывками, справляется, но, что называется, по нижней
планке.
"Формалист" - человек-отписка. Он четко соблюдает регламенты и процедуры, все делает ровно
как нужно и настолько, насколько написано в регламентах. А чего не прописано,
старается не делать. Но ведь известно, что не все процессы и не при каждой
корпоративной культуре можно зашить в регламенты. Таким образом,
тунеядец-формалист ловко лавирует, прикрываясь процедурами и указанными в них
сроками. А в авральных, нестандартных случаях, разводит руками или отсылает к
руководителю.
"Любимчик".
Этого сотрудника руководитель любит всей душой. Прощает ему любые недостатки и
просчеты. Любимчик нашел путь к сердцу руководителя, нужен ему на
эмоционально-психологическом или ином уровне. Конечно, руководитель может и
разлюбить «любимчика», но сроки неизвестны.
"Сутяжник".
Его не увольняют, потому что не хотят с ним связываться, боятся последствий. В
отличие от формалиста (более безобидного типа тунеядца), сутяжник, возможно,
подсобрал какой-либо компромат на организацию или своего руководителя, или на
процессы в организации, и он из себя представляет мину замедленного действия.
Если его тронуть, будет угрожать письмами, жалобами, судебными исками,
проблемами с клиентами и пр.
"Перегретый".
Работает человек давно, когда-то показывал хороший результат, имеет очень
приятную для него и давно не пересматриваемую систему мотивации по его
должности: как бы он плохо или хорошо не работал, свой достаточно высокий оклад
он получит в любом случае. Он работает ровно настолько, чтобы не уволили.
"Пассажир" - оказался на данном рабочем месте случайно для самого себя. И по известным
только для него причинам, он точно понимает, что данное рабочее время для него
временное. Он хочет просто пересидеть, дождаться предложения от компании своей
мечты. Поэтому работает в ненапряженном для себя режиме, не особенно стремясь к
результату.
К чему
приведут расплодившиеся тунеядцы и что делать руководителю?
Даже если
руководитель компании сам человек неординарный, талантливый, разработал
уникальный продукт/услугу на радость рынку, имеет костяк надежных людей рядом и
его бизнес идет в гору, тунеядцы в отдельных подразделениях - индикатор системы
управления компании и работы с персоналом. И нужно срочно наводить порядок в
головах и процессах. Создавать единые правила для всех сотрудников.
Минимизировать исключения. Выстраивать «западающие» HR-процессы.
Тунеядцы
встречаются в компаниях редко, если:
• Руководитель
бизнеса имеет долгосрочную стратегию развития бизнеса, инициирует развитие
корпоративной культуры, разработку истинных, а не заявленных/написанных
корпоративных и профессиональных ценностей.
• Есть
работающие КPI как в основных, так и в сервисных подразделениях.
• Результаты
подразделений/сотрудников привязаны к системе мотивации.
• Существует
регулярная оценка сотрудников по результатам их деятельности и адекватные
управленческие решения по ее результатам.
• Система
мотивации регулярно пересматривается, замеряется рынок труда и заработных плат.
Всем желаю
работящих и результативных коллег в коллективе, а руководителям - смелости для
жизненно необходимых перемен!