Чтобы
упростить задачу субъектам хозяйствования, намеревающимся обратиться в суд за
разрешением возникшего спора, дадим некоторые ориентиры для определения того,
какой именно суд уполномочен на рассмотрение того или иного спора.
Стороны спора
|
Характер спора
|
Примечания
|
Гражданский кодекс Украины – ГК
Хозяйственный кодекс Украины – ХК
Гражданский процессуальный кодекс Украины – ГПК
Хозяйственный процессуальный кодекс Украины – ХПК
| ||
Хозяйственный
суд
|
||
Сторонами
спора выступают два субъекта хозяйствования - юридическое лицо либо физическое
лицо-предприниматель
|
Споры:
-
при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров;
-
о банкротстве;
-
по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по
вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции;
-
из корпоративных отношений по спорам между хозяйственным обществом и его
участником (учредителем, акционером), в том числе и выбывшим;
-
дела, возникающие из корпоративных отношений по спорам между участниками
(учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, связанными с созданием,
деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого общества, за
исключением трудовых споров
|
Следует
учитывать, что законодательство может предусматривать специальные правила,
относящие тот или иной спор к компетенции хозяйственных судов и в случае
отсутствия перечисленных условий.
Так,
если физическое лицо является участником (учредителем, акционером) хозяйственного
общества, с которым у такого лица возник спор (в том числе, участником,
который выбыл), спор должен рассматривать не общий неспециализированный, а
хозяйственный суд (пункт 4 статьи 12 ХПК).
Другой
пример, когда, несмотря на несоответствие спора, указанным выше условиям
закон прямо устанавливает его подведомственность хозяйственному суду, - обжалование действий государственного
исполнителя.
Один
из наиболее дискуссионных вопросов в части определения подведомственности, -
в каком суде, хозяйственном или административном, должны рассматриваться
споры между субъектами хозяйствования и местными советами (либо государственными
администрациями), связанные с предоставлением земельных участков в
пользование или в собственность.
Высший
хозяйственный суд Украины (далее – ВХСУ),
и в этой позиции его поддерживает Верховный Суд Украины (далее – ВСУ), большую часть земельных споров относит к юрисдикции
хозяйственных судов
Однако
Конституционный Суд Украины (далее – КСУ)
в решении от 01.04.2010 года № 10-рп/2010 фактически настаивает на том, что
при реализации любых своих полномочий в сфере земельных отношений органы
местного самоуправления действуют как субъекты властных полномочий, а значит,
споры с их участием должны рассматриваться административными судами
|
На
основании анализа законодательства можно назвать три основных условия, при
наличии которых спор подведомственен хозяйственному суду:
1)
участники спора являются субъектами хозяйствования;
2)
между сторонами есть хозяйственные отношения, урегулированные ГК, ХК, другими
актами хозяйственного и гражданского законодательства;
3)
в законе отсутствует норма, которая бы прямо предусматривала разрешение этого
спора судом другой юрисдикции
|
||
Административный
суд
|
||
Одним
из участников спора является субъект властных полномочий
|
Спор
должен возникнуть в связи с исполнением властных полномочий и заключаться в обжаловании:
-
принятых субъектами властных полномочий решений (нормативно-правовых актов
или актов индивидуального действия);
-
действий (бездеятельности) субъекта властных полномочий, если эти действия
(бездеятельность) не связаны с отношениями, урегулированными хозяйственным
договором
|
Споры
с субъектами властных полномочий в отдельных случаях не подведомственны административным
судам. Например, в случаях, когда субъект властных полномочий не осуществляет
управленческих функций, в частности заключает обычный хозяйственный договор с
субъектом хозяйствования с целью удовлетворения своих нужд в каких-либо
товарах, работах или услугах. Такие споры не являются административными и
должны рассматриваться в хозяйственном суде (если другой стороной договора
является субъект хозяйствования) либо в общем неспециализированном суде (если
второй стороной является физическое лицо)
|
Общие
неспециализированные (местные) суды
|
||
Одной
из сторон спора выступает физическое лицо, кроме случаев, когда спор касается
деятельности субъекта властных полномочий
|
По
общему правилу, любой спор при участии физического лица подведомственен
общему неспециализированному суду. Поэтому, например, у предприятия возник
спор с физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, такой спор
рассматривается общим неспециализированным судом, независимо от того, кто из
участников спора - предприятие или физическое лицо - подает иск в суд.
Исключение
составляют споры с субъектами властных полномочий (государственными органами
и их должностными лицами) - такие споры рассматриваются административными судами
|
Несмотря
на то, что споры при участии субъекта властных полномочий подведомственны административным
судам, обжаловать решение о привлечении к ответственности за административное
правонарушение согласно КоАП следует в общем неспециализированном суде
|
Определиться
с тем, в суд какой юрисдикции обращаться - в общий неспециализированный,
хозяйственный или административный, - недостаточно. Нужно еще и ответить на
вопрос о подсудности спора. Вот несколько основных правил:
|
||
Категория спора
|
Правило по рассмотрению
|
|
Если
иск подается в хозяйственный суд
|
||
Общее
правило
|
Хозяйственные
споры рассматриваются хозяйственным судом по местонахождению ответчика (часть
первая и часть вторая статьи 15 ХПК), а при наличии нескольких ответчиков —
по местонахождению одного из ответчиков по выбору истца (часть третья статьи
15 ХПК)
|
|
Дела
по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении хозяйственных
договоров, дела по спорам о признании договоров недействительными
|
Рассматриваются
по местонахождению стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой
стороны определенные действия, такие как: передать имущество, выполнить
работу, предоставить услуги, уплатить деньги и другое
|
|
Дела
по спорам, возникающим при исполнении хозяйственных договоров и по другим
основаниям, а также дела о признании недействительными актов
|
Рассматриваются
по местонахождению ответчика
|
|
Дела
по спорам, в которых участвует несколько ответчиков
|
Рассматриваются
по местонахождению одного из ответчиков по выбору истца
|
|
Дела
по спорам при участии должника и взыскателя о признании исполнительной
надписи нотариуса не подлежащей исполнению, либо о возврате взысканного по
исполнительной надписи нотариуса
|
Рассматриваются
по местонахождению ответчика либо по месту исполнения исполнительной надписи
нотариуса по выбору истца
|
|
Если
юридическое лицо представляет уполномоченное им обособленное подразделение
|
Спор
рассматривается в соответствии с изложенными выше правилами в зависимости от
местонахождения обособленного подразделения
|
|
Дела
о банкротстве
|
Рассматриваются
по местонахождению должника
|
|
Исключения
|
||
Дела
в спорах, возникающих из договора перевозки, в которых одним из ответчиков
является орган транспорта
|
Рассматриваются
по местонахождению этого органа
|
|
Дела
в спорах о праве собственности на имущество либо об истребовании имущества из
чужого незаконного владения или об устранении препятствий в пользовании
имуществом
|
Рассматриваются
по местонахождению имущества
|
|
Дела
в спорах о нарушении имущественных прав интеллектуальной собственности
|
Рассматриваются
по месту совершения нарушения
|
|
Дела
в спорах, где ответчиком является центральный орган исполнительной власти, областные,
Киевская и Севастопольская городские советы либо областные, Киевская и
Севастопольская городские государственные администрации, а также дела,
материалы которых содержат государственную тайну
|
Рассматриваются
хозяйственным судом города Киева
|
|
Дела
по спорам между хозяйственным обществом и его участником (учредителем,
акционером), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками
(учредителями, акционерами) хозяйственного общества, которые связаны с
созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого
общества
|
Рассматриваются
по местонахождению хозяйственного общества в соответствии с Единым
государственным реестром юридических лиц и физических лиц - предпринимателей
|
|
Если
иск подается в административный суд
|
||
Общее
правило
|
Административные
дела рассматриваются административным судом по местонахождению ответчика
|
|
Дела
по обжалованию:
-
правовых актов индивидуального действия, то есть актов, которые
распространяют свое действие только на четко определенного субъекта или круг
субъектов;
-
действий либо бездействия субъектов
властных полномочий, касающихся интересов конкретного лица
|
Рассматриваются
по месту проживания (пребывания, нахождения) истца
|
|
Дела
по обжалованию нормативно-правовых актов субъектов властных полномочий,
полномочия которых распространяются на всю территорию Украины
|
Рассматриваются
местным (окружным) административным судом, территориальная юрисдикция
которого распространяется на г. Киев
|
|
Дела,
ответчиком по которым выступает иностранное дипломатическое либо консульское
представительство Украины, их должностное либо служебное лицо
|
||
Дела
об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о
запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии
|
||
Другие
категории дел, в частности, дела об обжаловании нормативных актов органов
государственной власти либо органов местного самоуправления. То есть актов, не имеющих конкретных адресатов, а
устанавливающих общие правила поведения, это не исключает того, чтобы такие
общие правила касались деятельности определенной группы субъектов - например,
предпринимателей, либо производителей сельхозпродукции, либо плательщиков
единого налога. Такие акты не считаются актами индивидуального действия
|
Рассматриваются
по местонахождению ответчика
|
|
Представим
в виде схемы общий алгоритм действий предприятия при обращении в суд для решения
возникшего спора
|
||
|
||
Процедура обжалования
судебных решений
|
||
Если
одна из сторон дела не удовлетворена решением, вынесенным судом первой
инстанции, у нее есть несколько возможностей добиться желаемого для себя
результата. Однако перед тем как перейти к рассмотрению процедуры обжалования
судебных решений, необходимо сделать оговорку: после принятия решения КСУ от
11.03.2010 года № 8-рп/2010 возникла дискуссия о том, допускается ли
обжалование решений Высшего хозяйственного и Высшего административного судов
в Верховном Суде Украины.
Интересно,
что и в самих ВХСУ и ВАСУ этот вопрос решается по-разному:
-
на сайте ВХСУ размещено объявление, указывающее,
что постановления (определения) ВХСУ обжалованию в ВСУ не подлежат, в связи,
с чем подаваемые через ВХСУ кассационные жалобы в ВСУ не направляются;
-
в то же время ВАСУ признает возможность обжалования его решений в ВСУ.
Для
наглядности представим, в каком порядке можно обжаловать решения
хозяйственного суда и решения административного суда.
|
||
|
||
| ||
Процедура
обжалования решений хозяйственных и административных судов
|
||
Обжалование в апелляционном
суде
|
Обжалование в
кассационном суде
|
Обжалование в Верховном
Суде Украины
|
Решение, которое может
быть обжаловано
|
||
Хозяйственный суд
|
||
Решение
суда первой инстанции
|
Решение
суда первой инстанции
(в
том числе без прохождения стадии апелляционного обжалования) или постановление
апелляционного хозяйственного суда
|
Решение
ВХСУ обжалуется в случае:
-
применения им закона либо другого нормативно-правового акта, противоречащего
Конституции Украины;
-
несоответствия решения ВХСУ решениям ВСУ либо ВАСУ по вопросам применения
норм материального права;
-
выявления разного применения ВХСУ одного и того же положения закона или
другого нормативно-правового акта в аналогичных делах;
-
несоответствия постановлений или определений международным договорам,
ратифицированным ВРУ;
-
установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана
Украиной, нарушения Украиной международных обязательств, при решении дела
судом
|
Административный суд
|
||
Постановление
суда первой инстанции
|
Постановление
суда первой инстанции (только после апелляционного обжалования) либо решение
апелляционного суда
|
Решение
суда первой апелляционной либо кассационной инстанций в случае:
-
неодинакового применения ВАСУ одной и той же нормы права;
-
установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана
Украиной, нарушения Украиной международных обязательств, при решении дела
судом
|
Сроки на подачу жалобы
|
||
Хозяйственный суд
|
||
10
дней со дня вынесения решения судом первой инстанции
|
Один
месяц со дня принятия обжалуемого решения
|
Один
месяц со дня принятия решения, кроме случаев, когда основания для обжалования
возникли после истечения данного срока
|
Административный суд
|
||
В
течение 10 дней со дня вынесения решения подается заявление об апелляционном
обжаловании; апелляционная жалоба подается в течение
20
дней со дня подачи заявления об апелляционном обжаловании. Кроме того,
апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня вынесения решения может быть
подана без предварительной подачи заявления об обжаловании
|
Один
месяц со дня вступления в законную силу решения суда апелляционной инстанции
|
Один
месяц со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для обжалования
|
Суд, через который
подается жалоба
|
||
Хозяйственный суд
|
||
Через
хозяйственный суд, решение которого обжалуется
|
||
Административный суд
|
||
Через
административный суд первой инстанции, решение которого обжалуется
|
Непосредственно
в ВАСУ
|
Непосредственно
в ВСУ
|
Основания для отказа в
приеме жалобы к рассмотрению
|
||
Хозяйственный суд
|
||
-
жалоба подписана лицом, не имеющим такого права, либо лицом, должностное
положение которого не указано;
-
к жалобе не приложены доказательства отправки другой стороне (сторонам) по
делу копии жалобы и прилагаемых к ней документов;
-
к жалобе не приложены доказательства уплаты государственной пошлины в
установленном порядке и размере;
-
пропущен срок для подачи жалобы при отсутствии ходатайства о возобновлении
этого срока;
-
до вынесения решения о принятии жалобы к производству поступило заявление об
ее отзыве;
-
в жалобе не указана суть нарушения или неправильного применения норм
материального или процессуального права;
-
жалоба поступила не в тот суд, через который должна быть подана
|
||
Административный суд
|
||
-
жалоба подписана лицом, не имеющим такого права, либо лицом, должностное
положение которого не указано;
-
пропущен срок для подачи жалобы при отсутствии ходатайства о возобновлении
этого срока;
к
заявлению об апелляционном обжаловании и к апелляционной жалобе не приложены
их копии по числу лиц, участвующих в деле;
-
к апелляционной жалобе не приложен документ об уплате судебного сбора, а
также копии прилагаемых с к ней письменных материалов в соответствии с числом
лиц, принимающих участие в деле
|
||
Пределы пересмотра
|
||
Хозяйственный суд
|
||
Проверяет
законность и обоснованность решения местного хозяйственного суда в полном
объеме, не ограничиваясь доводами апелляционной жалобы
|
Не
устанавливает обстоятельства дела и не оценивает поданные сторонами доказательства;
только проверяет юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их
установления
|
Проверяет
решение на соответствие Конституции Украины, международным договорам,
согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, правильность
применения норм материального права
|
Административный суд
|
||
Суд
апелляционной инстанции пересматривает судебное решение в пределах
апелляционной жалобы, в то же время, имея возможность установить во время
рассмотрения допущенные судом первой инстанции нарушения, о которых нет
указания в апелляции
|
Проверяет
правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм
материального и процессуального права
|
Может
устанавливать нарушения, которые не были заявлены в кассационной жалобе
|
Возможность заявлять
требования, которые не были заявлены в суде первой инстанции
|
||
Хозяйственный суд
|
||
Нет
возможности заявить требования, которые не были заявлены в суде первой
инстанции
|
||
Административный суд
|
||
Нет
возможности заявить требования, которые не были заявлены в суде первой
инстанции
|
||
Возможность подачи
новых доказательств
|
||
Хозяйственный суд
|
||
Нет,
кроме случаев, когда заявитель сможет обосновать невозможность представления
дополнительных доказательств суду первой инстанции по независящим от него
причинам
|
Новые
доказательства не исследуются
|
|
Административный суд
|
||
Может
исследовать новые доказательства, которые не исследовались в суде первой
инстанции
|
Не
исследуются доказательства, которые не были представлены в суде первой
инстанции
|
|
Сроки рассмотрения
жалобы
|
||
Хозяйственный суд
|
||
2
месяца со дня поступления жалобы в апелляционный суд
|
2
месяца со дня поступления жалобы в ВХСУ
|
Не
установлено
|
Административный суд
|
||
Не
установлено
|
||