
Эти санкции
(штрафы) относятся к административно-хозяйственным
санкциям, поэтому могут быть применены к субъектам хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения,
но не позднее 1 года со дня нарушения этим субъектом
установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной
деятельности, кроме случаев, предусмотренных законами (статья 250
Хозяйственного кодекса Украины).
Кроме Закона о рекламе, финансовые
санкции за нарушение законодательства о рекламе содержит Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП).
Такие санкции (штрафы) могут быть взысканы не позднее чем через 2 месяца со дня совершения
правонарушения, а при длящемся правонарушении - через 2 месяца со дня его выявления (статья 38 КУоАП). Уголовный кодекс Украины не
содержит уголовной ответственности за нарушение законодательства о
рекламе.
Виды нарушений
Виды
нарушений, предусмотренные частью второю статьи 27 Закона о
рекламе, можно представить в виде таблицы.
Участник
рынка рекламных услуг
|
Вид
нарушения
|
Рекламодатель
|
Заказ
рекламы продукции, производство (обращение) которой запрещено законом
|
Предоставление
производителю недостоверной
информации, необходимой для изготовления рекламы
|
|
Заказ
распространения рекламы,
запрещенной законом
|
|
Несоблюдение
установленных законом требований о содержании
рекламы
|
|
Нарушение
порядка распространения рекламы при ее самостоятельном распространении
|
|
Производитель
рекламы
|
Нарушение прав третьих лиц во время изготовления рекламы
|
Распространитель
рекламы
|
Нарушение
установленного законодательством порядка
распространения и размещения рекламы
|
Порядок № 693 содержит
подробный перечень нарушений
законодательства о рекламе отдельных
видов продукции и услуг, за которые предусмотрены штрафные санкции:
- лекарственных
средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и
реабилитации (пункт 3);
- алкогольных
напитков, табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права
интеллектуальной собственности, под которыми они выпускаются (пункт 4);
- оружия (пункт
5);
- услуг,
связанных с привлечением денежных средств населения (пункт 6);
- ценных
бумаг (пункт 7);
- объектов
строительства с целью продажи жилых или нежилых помещений (пункт 7-1);
Вместе с тем,
ни Закон о рекламе, ни Порядок № 693 не устанавливают ответственности за нарушение
требований части восьмой статьи 22 Закона о рекламе. В соответствии с
которой рекламодатели обязаны
направлять на производство и распространение социальной рекламы о вреде
табакокурения и злоупотребления алкоголем не менее 5% денежных средств,
израсходованных ими на распространение рекламы табачных изделий и алкогольных
напитков в пределах Украины.
Таким
образом, требование есть, а ответственность за не отчисление денежных средств в
бюджет, не установлена.
То есть Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых
продуктов и защиты потребителей не может привлекать к ответственности субъектов хозяйствования за
неисполнение этого требования (письмо
Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и
защиты потребителей от 18.11.16 № 603-154-2/21341).
Хотя Министерством
юстиции Украины (письмо от 24.11.16 № 41516/1396-0-2-16/8) указано, что контроль за
взиманием поступлений в бюджет по коду бюджетной классификации 24060500 (по
актам проверок) возложен на государственную фискальную службу Украины. При этом
в письме не
разъясняется, как должны действовать налоговые органы при проверке в случае обнаружения
несоблюдения требований части восьмой статьи 22 Закона о рекламе, а
указывается, что главным органом в системе центральных органов исполнительной
власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной финансовой и
бюджетной политики, является Министерство финансов Украины. Ответа на данный вопрос
министерством не
предоставлено.
Размер
финансовой санкции
За
совершение вышеперечисленных нарушений части четвертой статьи 27 Закона о
рекламе предусмотрен штраф в размере
пятикратной стоимости распространенной рекламы, а при повторном
нарушении в течение года - в двойном
размере, то есть в размере десятикратной стоимости распространенной
рекламы.
Для расчета
суммы штрафа стоимость
распространенной рекламы определяется согласно части пятой статьи 27 Закона о
рекламе исходя из договорной (контрактной) стоимости без учета суммы внесенных
(начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей). При этом следует
учитывать, что согласно части шестой статьи 27 Закона о рекламе за непредставление или представление заведомо
ложной информации относительно стоимости рекламы на участников рынка
рекламных услуг налагается штраф в
размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 гривен).
В случае невозможности установления
стоимости рекламы, распространенной с нарушением требований Закона о рекламе, согласно части седьмой
статьи 27 Закона о рекламе на рекламодателей и распространителей рекламы
налагается штраф в размере
до 300 необлагаемых налогом
минимумов доходов граждан (5100 гривен).
Контролирующий
орган, осуществляющий взыскание финансовой санкции
Контроль за
соблюдением законодательства о рекламе согласно статье 26 Закона о рекламе осуществляют
в пределах своих полномочий следующие органы:
- центральный
орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере
государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав
потребителей (относительно защиты
прав потребителей);
- Антимонопольный
комитет Украины (относительно соблюдения
законодательства о защите экономической конкуренции);
- Национальный
совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания (относительно телерадиоорганизаций всех форм собственности);
- центральный
орган исполнительной власти, реализующий государственную финансовую политику,
(относительно рекламы государственных
ценных бумаг);
Национальная
комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (относительно рекламы на фондовом рынке);
- центральный
орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере
строительства, архитектуры (относительно сооружения жилого дома);
- центральный
орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости
населения (относительно рекламы о
вакансиях (приеме на работу)).
По
требованию вышеперечисленных органов рекламодатели, производители и
распространители рекламы обязаны
представлять документы, устные или письменные объяснения, видео- и аудиозаписи,
а также другую информацию, необходимую для осуществления ими контроля.
Согласно
пункту 8 Порядка № 693 налагать штрафы на рекламодателей, производителей и
распространителей рекламы имеют право председатель Государственного комитета
Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, его
заместители, начальники территориальных органов и их заместители. Решения о
наложении штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 и более не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан принимаются исключительно уполномоченным должностным лицом Государственного
комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской
политики.