77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Что принесут бизнесу новые условия оплаты труда

06 декабря 2016 года народные депутаты рассмотрели законопроект від 15.09.16 № 5130 и приняли його, как необходимый для утверждения Государственного бюджета Украины на 2017 год. В законопроекте устанавливается ряд норм, которые были нужны для резкого повышения с 01 января 2017 года минимальной месячной заработной платы в Украине – до 3200 гривен. Что же на практике принесут стране такие законодательные новшества?
Для начала, вниманию всех, кто уже успел запланировать, как же он будет тратить свою возросшую зарплату: 3200 гривен – это ставка до налогообложения. "Чистыми" на руки получится около 2500 гривен.
При этом стоимость обновленной продовольственной корзины превышает 3000 гривен, то есть минимальная зарплата даже не дотягивает до рассчитанного Кабинетом Министров Украины показателя минимальных затрат украинца.
Еще один скрытый подвох новой "минималки" – размер субсидий на оплату коммунальных услуг. Теперь доходы наименее обеспеченных украинцев вырастут вдвое, а значит, им будет положена меньшая субсидия. Особо изменения будут заметны для официально неработающих – при расчете размера субсидии им автоматически будет "учтен" доход в 3200 гривен.
Для тех же, у кого размер зарплаты привязан к тарифной сетке, Кабинет Министров Украины уже все предусмотрел – отныне размер минимальной зарплаты "отвязан" от прожиточного минимума. То есть первый тарифный разряд остается на уровне прожиточного минимума – 1600 гривен для трудоспособных лиц.
Поэтому в бюджетной сфере мы увидим, в первую очередь, "уравниловку", а не реальный рост зарплат – радоваться смогут те, у кого зарплата составляла меньше 3200 гривен. Для всех остальных роста почти не будет.

А вот для кого действительно произойдет "революция", так это для представителей малого бизнеса. Ведь им придется не только вдвое увеличить расходы на уплату налогов за наемных работников, но и на уплату единого налога (его размер Кабинет Министров Украины предусмотрительно решил не "отвязывать" от размера минимальной зарплаты, как в случае с тарифными разрядами).
Например, 
ФОП 1-й группы сейчас платит 138 гривен единого налога и 303 гривны ЕСВ в месяц. Вместе это 441 гривен в месяц, или почти 5300 в год.
В 2017 году затраты составят уже 1024 гривен в месяц (320 гривен единого налога и 704 ЕСВ), или 12300 гривен в год.
Расходы ФОП 2-й группы вырастут с 579 гривен в месяц до 1344 гривен. То есть – станут в 2,3 раза больше.
Другими словами, вместо реального стимулирования экономического роста, проведения необходимых реформ, правительство пошло по самому простому пути – перекладывания денег из карманов частного бизнеса в карманы бюджетников.

При этом Кабинет Министров Украины ожидает роста ВВП в 2017 году на уровне 3%. Розничный товарооборот в Украине за январь-октябрь вырос на 3,2%, и по итогам всего года также будет приблизительно на таких уровнях.
Большинство предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, заняты именно в торговле. Как видим, их реальная выручка почти не растет, а прогнозные темпы экономики на 2017 год не подразумевают резкого увеличения спроса населения.

Итак, после повышения отчислений на налоги, в 2017 году у малого бизнеса остаются следующие варианты:
1. Прекратить свою деятельность ввиду снижения рентабельности. 
2. Поднять цены на товары пропорционально росту расходов.
3. "Оптимизировать" расходы путем еще большего ухода в "тень".
4. Сократить часть наемных работников.
При этом сокращение числа зарегистрированных ФОПов в Украине в 2017 году произойдет в любом случае. Согласно новым нормам, ежемесячно платить ЕСВ будут обязаны все "упрощенцы", независимо от того, получали они доход или нет (ранее уплата была по желанию). Разумеется, те, у кого просто есть оформленные ФОП, но реально они не работают или нерегулярно получают доход, могут предпочесть просто закрыться.

Как видим, перспективы для населения не самые радужные – рост цен и увеличение безработицы. Для крупного бизнеса фактически ничего не изменится – почти весь штатный персонал и так получал зарплаты выше 3200 гривен. А после роста цен в сегменте малого бизнеса можно и не сомневаться, что таким же образом поступят и крупные розничные торговые сети.
При этом правительство не забыло "позаботиться" о тех, кто решится на "оптимизацию" расходов путем официального перевода наемных работников на неполный рабочий день или полностью неофициальное трудоустройство – существенно повышаются штрафы за выявление таких нарушений.
Напомним, мораторий на проверки малого и среднего бизнеса не распространяется на нарушения в сфере трудового законодательства.

С 2017 года существенно увеличиваются штрафы за такие нарушения:
1. За недопуск проверяющих для выявления нарушений КЗОТ; выявление наличия неоформленных работников или оформленных на неполное рабочее время, но фактически работающих полную смену – штраф 9600 гривен;
2. Выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов ("в конверте") – штраф 320000 гривен.

Много лет в Украине существовал неписаный общественный договор – чиновники получают дополнительные доходы с помощью коррупции, крупный бизнес экономит на налогах с помощью офшоров и выплат дивидендов, а для малого и среднего бизнеса есть "упрощенка".
Понятное дело, что вечно так быть не может – если все уходят от налогообложения, большой процент экономики находится "в тени", то есть функционирует неофициально, то какой смысл у такого государства в принципе?
И вот Украина пришла к тому моменту, когда надо одновременно бороться с огромным уровнем коррупции и выводить бизнес из"«тени" для наполнения бюджета. Этого требует и Запад, и само общество.
Но власть решила реально взяться только за последний пункт – максимально "прикрыть" упрощенную систему, тогда как ни борьбы с выводом денег в офшоры, ни поднятия налога на выплату дивидендов (он так и остается 5%), ни реальных результатов "антикоррупционной" политики пока нет.
Для справки: 
7 декабря Европейская счетная палата опубликовала отчет, в котором Украина признана самым коррумпированным государством Европы.

С уклонением от уплаты налогов через применение упрощенной системы, безусловно, надо бороться, и спустя некоторое время мы придем к тому, что на "упрощенке" останутся, в основном, самозанятые лица без наемных работников.
Однако движение должно быть симметричным на всех уровнях – и для чиновников, и для крупного бизнеса. Иначе кризис в Украине, который и так уже сильно затянулся, не закончится никогда.