77

Улыбайтесь,пусть начальство ослепнет!

Работодатели должны будут объяснять причины массового увольнения

Работники организаций смогут получить правовую защиту и плотное взаимодействие с профсоюзными представителями в случае массового увольнения. В случае принятия проекта профсоюзы смогут вести наблюдение за работодателем и не допустить нарушение установленного порядка в массовом увольнении.
Так, в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закону № 5511 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно трудовых прав)", за инициативою Кабинета Министров Украины.
Равенство трудовых прав в массовом увольнении
Проект акта подготовлен во исполнение пунктов 6, 8 и 9 Перечня планов имплементации актов законодательства Европейского союза одобренных распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.01.15 № 34-р.
На сегодня положения указанных директив в целом учтены. Вместе с тем, для усиления правовой защиты работников в условиях массового высвобождения необходимым является предусмотрение в действующем законодательстве норм относительно повышения качества консультаций между профсоюзными организациями и работодателями, которые планируют сокращение штата, установление обязательств в отношении представления работодателем профсоюзному представителю необходимой информации для смягчения последствий высвобождения, усиления ответственности работодателя за нарушение установленного порядка относительно массового увольнения.
Согласно статье 21 Кодекса законов о труде, в Украине обеспечивается равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других факторов.

Взаимодействие профсоюзов с работодателями
В то же время действующее законодательство в сфере труда и занятости требует согласования с нормами Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине", в частности, в части предоставления лицам, подвергшимся дискриминации в сфере труда, права обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав.
"Также 27 апреля 2015 года проведены консультации относительно имплементации вышеупомянутых директив с представителями социальных партнеров и заинтересованных органов исполнительной власти относительно выполнения национального законодательства о труде в части коллективного увольнения и недопущения дискриминации в сфере труда и занятости.
По результатам консультаций обобщены предложения заинтересованных сторон и подготовлен этот законопроект», — отмечает Кабинет Министров Украины.

Правовая защита работников организаций
Проект акта разработан с целью усовершенствования национального законодательства о труде и занятости в части правовой защиты работников в случае массового увольнения и законодательного урегулирования вопросов восстановления нарушенных прав лиц, подвергшихся дискриминации в сфере труда, в т.ч. на основе расовой, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, семейного положения, наличия инвалидности.
Проектом акта предусмотрено внесение в Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины "О занятости населения" изменений относительно установления обязанности работодателей сообщать о запланированном массовом высвобождении профсоюзного представителя и представлять профсоюзам необходимую информацию для разработки конструктивных мероприятий по уменьшению масштаба высвобождения на предприятиях и усиления ответственности за нарушение порядка информирования работодателем профсоюзов о массовом высвобождении.
Как отмечается в пояснительной записке, предлагается предусмотреть в действующем законодательстве нормы о недопущении дискриминации в объявлениях о трудоустройстве и о предоставлении права лицам, которые подверглись дискриминации, обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального вреда. 

Что предлагается изменить законопроектом
Так, предлагается видоизменить Кодекс законов о труде Украины и изложить в нем следующие пункты:
1. Не считаются дискриминацией в сфере труда установленные настоящим Кодексом и законами действия по ограничению прав работников, которые зависят от присущих определенному виду работ требований (относительно возраста, образования, состояния здоровья, пола и т.п.) или обусловленные необходимостью усиленной социальной и правовой защиты некоторых категорий лиц.
Законами и уставами хозяйственных обществ (кроме акционерных), производственных кооперативов, фермерских хозяйств, общественных объединений, религиозных организаций и основанных религиозными организациями юридических лиц могут устанавливаться преимущества для их учредителей (участников) и членов при получении работы, переводе на другую работу и оставленные на работе при высвобождении.
2. Лица, которые считают себя таковыми, что подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального вреда.
3. По требованию лица, которому отказано в приеме на работу, собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязаны письменно сообщить причину такого отказа.
Лицу может быть отказано в приеме на работу, если такая работа противопоказана ей по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением, либо при наличии установленных законом ограничений относительно использования труда некоторых категорий лиц на определенных работах.
Также любые прямые или косвенные ограничения прав работников при заключении, изменении и прекращении трудового договора не допускаются.
4. Ликвидация, реорганизация предприятий, изменение форм собственности или частичное приостановление производства, влекущие за собой сокращение численности или штата работников, ухудшение условий труда, могут проводиться только после представления выборному органу первичной профсоюзной организации (профсоюзному представителю) копии уведомления о запланированном массовом высвобождении, другой необходимой информации (в письменном виде) об указанных мероприятий, в т.ч. сведений о мотивах и причинах последующих увольнений, о количестве и категориях работников, а также о количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнения, критериях, которые будут применяться при определении работников, подлежащих увольнению.