С 01 января 2017 года - даты вступления в силу Закона
Украины от 06.12.16 № 1774 "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Украины" (далее - Закон
№ 1774) у работодателей, использующих труд наемных работников,
появилась новая обязанность - доначислять исчисленную работникам заработную
плату, если ее сумма ниже законодательно установленного уровня, до размера
минимальной заработной платы.
Связано это,
в первую очередь, с изменениями, внесенными указанным законом в статью 95 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ)
и статью 3
Закона Украины от 24.03.95 № 108 "Об оплате труда"
(далее - Закон об оплате труда), в результате которых термин
"минимальная заработная плата" был изложен в новой редакции.
Напомним,
что до 01.01.2017 года под минимальной заработной платой
подразумевался установленный законом минимальный размер оплаты труда за простой,
неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за
выполненную месячную (часовую) норму труда. А после
этой даты, минимальная заработная плата - это установленный
законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную
(часовую) норму труда.
Таким образом,
новая формулировка не содержит больше привязки к неквалифицированному труду,
поэтому заработная плата может быть выплачена в минимальном размере как
неквалифицированному, так и квалифицированному работнику.
Дополнительно
отметим, что согласно приведенным выше нормам КЗоТ и Закона об оплате
труда минимальная заработная плата (далее - МЗП) устанавливается
одновременно в месячном и почасовом размерах.
В соответствии со статьей 8 Закона Украины от 21.12.16 № 1801 "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" (далее - Закон № 1801) размер МЗП: месячной - 3 200 гривен, а почасовой - 19,34 гривен. Эти показатели являются неизменными в течение всего 2017 года.
В соответствии со статьей 8 Закона Украины от 21.12.16 № 1801 "О Государственном бюджете Украины на 2017 год" (далее - Закон № 1801) размер МЗП: месячной - 3 200 гривен, а почасовой - 19,34 гривен. Эти показатели являются неизменными в течение всего 2017 года.
Еще одним важным изменением, внесенным Законом № 1774, является дополнение Закона об оплате труда новой статьей 31 "Гарантии обеспечения минимальной заработной платы", в которой указано следующее:
- размер
заработной платы работника за полностью выполненную месячную
(часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП;
- при
исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального
размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных
условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное
время, за разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам
(ниже таблица 1);
- если
начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную
норму труда, ниже законодательно установленного размера МЗП,
работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая
выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы;
- если
размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже
размера МЗП, производится доплата до уровня МЗП;
- в случае заключения
трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при
невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда МЗП
выплачивается пропорционально выполненной норме труда;
- МЗП в
почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях
независимо от формы собственности и у физических лиц, использующих наемный
труд, в случае применения почасовой оплаты труда.
Напомним также, что согласно статье 95 КЗоТ и статье 3 Закона об оплате труда МЗП является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования, а также для физических лиц, использующих труд наемных работников, при любой системе оплаты труда.
Следовательно,
с 01.01.2017 года все работодатели обязаны соблюдать приведенные
выше правила исчисления заработной платы для обеспечения ее минимального
размера. Каких-либо исключений для льготных категорий работников (инвалидов,
пенсионеров и др.) не предусмотрено.
Таблица 1
Законом № 1774 внесены изменения в статью 96 КЗоТ "Системы оплаты труда". В частности, ее нормами предусмотрено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 01 января календарного года.
Отметим, что в случае повышения тарифной ставки (должностного оклада) отдельному работнику (в связи с присвоением ему более высокого разряда, переводом на более высокооплачиваемую работу, должность и т.п.) указанная корректировка не проводится (абзац третий пункту 10 Порядка № 100). То есть необходимым условием для проведения корректировки является повышение тарифных ставок (должностных окладов) всем (большинству) работникам предприятия или отдельным категориям работников (например, младшему обслуживающему персоналу).
Например:
Таблица 1
Выплаты,
которые учитываются (не учитываются) при исчислении заработной платы для
обеспечения ее минимального размера
в
соответствии со статьей 3-1 Закона об оплате труда
|
|||
№ п/п
|
Учитываются
|
Не учитываются
|
|
1
|
Основная
заработная плата, в том числе вознаграждение за выполненную работу согласно
установленным нормам труда по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам
и должностным окладам
|
Выплаты,
которые определены частью второй статьи
|
доплаты за
работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья*
|
доплата за
работу в ночное время
|
|||
2
|
Доплаты и
надбавки к тарифным ставкам (окладам) за:
|
доплата за
работу в сверхурочное время
|
|
совмещение
профессий (должностей); исполнение обязанностей временно отсутствующего
работника
|
выплаты за
разъездной характер работы
|
||
расширение
зон обслуживания; интенсивность труда
|
премии к
юбилейным и праздничным датам
|
||
классность
водителям (машинистам) транспортных средств
|
Выплаты,
исчисленные из расчета средней зарплаты
|
"отпускные"
|
|
руководство
бригадой та высокие достижения в работе
|
компенсация
за неиспользованный отпуск
|
||
выполнение
особо важной работы на определенный срок
|
средний
заработок работников, призванных на военную службу, согласно статье 119 КзоТ
|
||
знание и
использование в работе иностранного языка
|
"больничные"
|
||
допуск к
государственной тайне
|
"декретные"
|
||
дипломатические
ранги, персональные звания служебных лиц, ранги государственных служащих,
квалификационные классы судей, ученую степень
|
Выплаты,
которые не зависят от выполненной месячной (часовой) нормы труда
|
материальная
помощь (на оздоровление, для решения социально-бытовых вопросов)
|
|
работу в
выходные, праздничные дни и т. п.
|
сумма
выходного пособия при прекращении трудового договора
|
||
3
|
Премии
(ежемесячные, квартальные и т. д.) и вознаграждения, в том числе за
выслугу лет, имеющие систематический характер
|
Прочие
выплаты
|
вознаграждения
по договорам гражданско-правового характера
|
4
|
Вознаграждения
по итогам работы за год, ежегодные вознаграждения за выслугу лет (стаж
работы)
|
зарплата
на работе за внутреннее совместительство**
|
|
5
|
Суммы
индексации
|
||
*При исчислении заработной платы для обеспечения ее минимального
размера не учитываются доплаты за тяжелые и вредные (особо тяжелые и особо
вредные) условия труда, выплачиваемые по результатам аттестации рабочих мест.
Если же, по условиям оплаты труда, предусмотрено повышение
должностных окладов работников за работу в тяжелых и вредных условиях труда, то
указанное повышение учитывается при исчислении зарплаты для обеспечения ее
минимального размера (письма Министерства социальной политики Украины от 14.02.17 №344/0/101-17/281,
от 17.02.17
№391/0/101-17/282, от 13.02.17 № 317/0/101-17/282
и др.)
|
|||
**Суммировать зарплату по основному месту работы с зарплатой на
работе по совместительству (в том числе внутреннему) не требуется. Доплату до
уровня МЗП следует начислять отдельно как по основному месту работы, так и по
месту работы по совместительству
|
Законом № 1774 внесены изменения в статью 96 КЗоТ "Системы оплаты труда". В частности, ее нормами предусмотрено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 01 января календарного года.
Напомним,
что в соответствии со статьей 7 Закона
№ 1801 размер прожиточного минимума, установленный для
трудоспособных лиц на 01.01.2017 года, составляет - 1600 гривен (ниже таблица 4).
Рассмотрим
примеры доначисления заработной платы до размера МЗП при различных вариантах
режима работы (полное или неполное рабочее время, совместительство), а также
при невыполнении работником месячной (часовой) нормы труда в связи с болезнью,
отпуском и др.
Примеры
доначисления заработной платы до минимального размера
№ п/п
|
Примеры
|
1
|
Оплата труда помесячная
|
Должностной
оклад работника - 1800 гривен. В январе 2017 года он отработал
все дни месяца, установленные графиком работы предприятия
(20 рабочих дней), и полностью выполнил месячную норму труда. По окончании
месяца ему начислена заработная плата в сумме 1800 гривен и
производственная премия - 600 гривен. Надо ли производить доплату до МЗП?
В связи с
тем, что работник выполнил месячную норму труда, а начисленная ему заработная
плата (основная и дополнительная) составила 2400 гривен.(1800 + 600), что меньше 3200 гривен, необходимо произвести доплату до МЗП
в сумме 800 гривен (3200 - 2400)
|
|
2
|
Оплата труда почасовая
|
Работнику
установлена почасовая оплата труда, при этом тарифная ставка составляет
16 гривен. В январе 2017 года работник отработал все установленные
графиком предприятия рабочие часы (159 часов) и полностью выполнил норму
труда. По окончании месяца ему была начислена заработная плата в сумме
2544 гривен (16 × 159). Надо ли производить доплату до
МЗП?
Поскольку
законодательно установленный размер минимальной почасовой заработной платы
равен 19,34 гривен, то за выполненную работником норму труда сумма
начисленной ему заработной платы не может быть ниже 3075,06 гривен (19,34 × 159). В связи с тем, что фактически начисленная работнику
заработная плата оказалась меньше расчетной величины, необходимо произвести доплату до МЗП
в сумме 531,06 гривен (3075,06 - 2544)
|
|
3
|
Работник работает в режиме неполного рабочего дня
|
Работнику
с должностным окладом 2800 гривен, работающему по основному месту
работы на 0,5 должностного оклада (ставки) и выполнившему в январе 2017 года месячную
норму труда (20 рабочих дней), заработная плата за январь начислена в
сумме 1400 гривен. Надо ли производить доплату до МЗП?
В данном
случае предельный размер МЗП определяется пропорционально выполненной норме
труда и составляет 1600 гривен (3200 × 0,5).
Поскольку фактическая заработная плата работника ниже указанного размера, необходимо произвести доплату в
сумме 200 гривен (1600 - 1400)
|
|
4
|
Работнику установлена неполная рабочая неделя
|
Работнику,
должностной оклад которого 2800 гривен, установлена неполная рабочая
неделя (рабочие дни - со вторника по пятницу). В январе 2017 года
работник фактически отработал 17 рабочих дней, за которые ему начислена
заработная плата в сумме 2380 гривен (2800 : 20) ×
17)). Надо ли производить доплату до МЗП?
В данном
случае предельный размер МЗП, рассчитанный пропорционально отработанному
времени, составит 2720 гривен (3200 : 20) × 17)).
Поскольку фактическая заработная плата работника (2380) ниже
предельного размера МЗП, необходимо
произвести доплату в сумме 340 гривен (2720 -
2380)
|
|
5
|
Работник находился в отпуске без сохранения заработной платы
|
Работник
находился в отпуске без сохранения заработной платы с 10 по 13 января
2017 года. В связи с этим в январе он отработал 16 рабочих дней из
20. Оклад работника - 2400 гривен. Надо ли производить доплату до
МЗП?
Рассчитаем
предельный размер МЗП, который в данном случае составит 2560 гривен (3200 : 20) × 16)). Поскольку заработная плата работника за
фактически отработанные дни в январе составила 1920 гривен (2400 : 20) × 16)), что меньше предельного размера МЗП, необходимо произвести доплату в
сумме 640 гривен (2560 - 1 920)
|
|
6
|
Работник болел часть месяца
|
Работник
болел с 17 по 27 января 2017 года. В связи с этим в январе он
отработал 11 рабочих дней из 20 согласно графику работы. При окладе
3000 гривен работнику за фактически отработанные дни в январе была
начислена заработная плата в сумме 1650 гривен (3000 : 20) × 11)), а также больничные в сумме 810 гривен. Надо ли производить
доплату до МЗП и учитывается ли при этом сумма больничных?
Рассчитаем
предельный размер МЗП, который в данном случае равен 1760 гривен (3200 : 20) × 11)). Поскольку фактическая заработная плата
работника за отработанное время (1650) ниже предельного
размера МЗП, то необходимо
произвести доплату до МЗП в сумме 110 гривен (1760 - 1 650). При этом сумма больничных, как
выплата за неотработанное время, не
учитывается
|
|
7
|
Работник в отчетном периоде увольняется (принят на работу)
|
Работник
уволился 25 января 2017 года, отработав 16 рабочих дней января
из 20 согласно графику работы. Оклад - 2 800 гривен. Надо ли
производить доплату до МЗП?
В случае, если увольнение (прием на работу) работника по основному месту работы
происходит в течение месяца, доплата до МЗП такому работнику производится
пропорционально выполненной им в таком месяце норме труда. В данном случае
заработная плата работника за фактически отработанные дни в январе
2017 года составит 2240 гривен (2 800 : 20) ×
16)), а предельный размер МЗП - 2560 гривен (3 200 :
20) × 16)). Поскольку фактическая заработная плата ниже предельного размера
МЗП, необходимо произвести доплату
до МЗП в сумме 320 гривен (2560 -
2240)
|
|
8
|
Работа по совместительству
|
Совместитель
работает на предприятии на 0,5 должностного оклада (ставки). При окладе 4000 гривен за январь 2017 года ему начислена заработная плата в сумме
2000 гривен. Надо ли производить доплату до МЗП?
Требование
о начислении заработной платы в размере не ниже МЗП в полной мере касается и
совместителей. При работе в режиме неполного рабочего времени
(0,5 ставки) МЗП для совместителей рассчитывается пропорционально
выполненной норме труда. В данном случае предельный размер МЗП составит
1600 гривен (3200 × 0,5). Поскольку предельная МЗП
ниже суммы фактической заработной платы работника (2000), доплата до МЗП не производится.
|
Корректировка
среднего заработка для оплаты работникам ежегодного отпуска, периода военной
службы и др. в случае повышения в расчетном периоде должностных окладов до
размера МЗП
Статьей 21 Закона
Украины от 15.11.96 № 504 "Об отпусках" (далее - Закон № 504) предусмотрено, что порядок исчисления средней заработной платы за время
ежегодного отпуска, дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованные
отпуска и др. устанавливается Кабинетом Министров Украины. В настоящее время таковым является Порядок
исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее - Порядок № 100).
Абзацем первым пункта 10
Порядка № 100 установлено, что в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов
на предприятии, в учреждении, организации (далее - предприятие) в соответствии с актами
законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах
(соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за
работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и
другие выплаты, учитывающиеся при исчислении средней заработной платы, за
промежуток времени до повышения корректируется на коэффициент их повышения. На
хозрасчетных предприятиях корректировка заработной платы и
других выплат проводится с учетом их финансовых возможностей.
Корректирующий
коэффициент рассчитывается путем деления тарифной ставки
(должностного оклада), установленной работнику после повышения, на величину его
предыдущей тарифной ставки (должностного оклада).
Отметим, что в случае повышения тарифной ставки (должностного оклада) отдельному работнику (в связи с присвоением ему более высокого разряда, переводом на более высокооплачиваемую работу, должность и т.п.) указанная корректировка не проводится (абзац третий пункту 10 Порядка № 100). То есть необходимым условием для проведения корректировки является повышение тарифных ставок (должностных окладов) всем (большинству) работникам предприятия или отдельным категориям работников (например, младшему обслуживающему персоналу).
Например:
Работница
предприятия (младшая медсестра) уходит в ежегодный отпуск в марте
2017 года на 24 календарных дня. Расчетный период - с марта
2016 по февраль 2017 года. В 2016 году должностной оклад
работницы (так же, как и остальных работников младшего медперсонала) был равен
МЗП (1378 гривен) и в соответствии с Законом о государственном бюджете на 2016 год
повышался дважды (с 01 мая и 01 декабря 2016). Кроме того,
за использование в работе дезинфицирующих средств работнице установлена
надбавка в размере 10 % должностного оклада, а в декабре 2016 года ей
была начислена производственная премия в сумме 800 гривен. В 2017 году
должностные оклады работников младшего медперсонала (в том числе и работницы,
уходящей в отпуск) установлены в следующих размерах (для наглядности рассмотрим
два варианта):
I вариант
- 1600 гривен прожиточного минимума для трудоспособных лиц,
установленного Законом № 1801 на 01.01.2017 года (с
доплатой до 3200 гривен при условии выполнения месячной нормы труда);
II вариант
- 3200 гривен минимальной заработной платы, установленной Законом
№ 1801 на 2017 год.
Исходные данные о доходах работницы в расчетном периоде (март 2016 - февраль 2017) - таблица 2
Исходные данные о доходах работницы в расчетном периоде (март 2016 - февраль 2017) - таблица 2
Месяцы
расчетного периода
|
Должностной
оклад
(гривен)
|
Сумма
выплат, которые включаются в расчет средней зарплаты (гривен)
|
2016
|
||
Март -
апрель
|
1378
|
275,6
(1378 ×
10 % × 2 мес.)
|
Май -
ноябрь
|
1450
|
1015
(1450 ×
10 % × 7 мес.)
|
Декабрь
|
1600
|
960
(1600 × 10 % + 800)
|
2017
|
||
Январь -
февраль
|
I вариант
- 1600
|
320 грн.
(1600 ×
10 % × 2 мес.)
|
II вариант
- 3200
|
640
(3200 ×
10 % × 2 мес.)
|
Расчет суммы
отпускных осуществляется в следующей последовательности:
а) определяем корректирующие коэффициенты в соответствии с пунктом 10 Порядка
№ 100:
К1
= 1,052 (1450 : 1378);
К2
= 1,103 (1600 : 1450);
К3
= 2,0 (3200 : 1 600) - для II варианта.
б) определяем сумму заработной платы, которая учитывается при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска. Для этого заработную плату работницы (основную, дополнительную, другие поощрительные и компенсационные выплаты), начисленную в расчетном периоде до повышения, умножаем на соответствующие коэффициенты - таблица 3
б) определяем сумму заработной платы, которая учитывается при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска. Для этого заработную плату работницы (основную, дополнительную, другие поощрительные и компенсационные выплаты), начисленную в расчетном периоде до повышения, умножаем на соответствующие коэффициенты - таблица 3
Расчет
суммы откорректированной заработной платы
|
||
Месяцы
расчетного периода
|
Порядок
расчета
|
Сумма
откорректированной зарплаты (гривен)
|
2016
|
||
Март -
апрель
|
I вариант:
(1378 × 2 мес.
+ 275,6) × 1,052 × 1,103
|
3517,74
|
II вариант:
(1378 ×
2 мес. + 275,6) × 1,052 × 1,103 × 2,0
|
7035,47
|
|
Май -
ноябрь
|
I вариант:
(1450 ×
7 мес. + 1015) × 1,103
|
12314,99
|
II вариант:
(1450 ×
7 мес. + 1015) × 1,103 × 2,0
|
24629,98
|
|
Декабрь
|
I вариант:
(1600 +
960)
|
2560,00
|
II вариант:
(1600 +
960) × 2,0
|
5120,00
|
|
2017
|
||
Январь-февраль
|
I вариант:
(1600 +
1600*) × 2 мес. + 320
|
6720,00
|
II вариант:
3200 × 2
мес. + 640
|
7040,00
|
|
Всего
|
I вариант
|
25112,73
|
II вариант
|
43825,45
|
|
*Вторые
1600 грн. - "трудовая" доплата до МЗП (3200 - 1600).
Доплата за работу с
дезинфицирующими средствами в состав МЗП не включается (часть вторая статьи 3-1 Закона об оплате труда)
|
Как следует
из таблицы 3, заработная плата работницы в расчетном периоде составила: для:
- I варианта - 25112,73 гривен;
- II варианта - 43825,45 гривен.
- I варианта - 25112,73 гривен;
- II варианта - 43825,45 гривен.
Рассчитаем (пункт 7 Порядка № 100):
а) среднедневную заработную плату работницы для:
- I варианта: 25112,73 : (366 -
11 праздничных дней) = 70,74 гривен;
- II варианта: 43825,45 : (366 -
11 праздничных дней) = 123,45 гривен.
б) сумму отпускных для:
- I варианта - 70,74 × 24 календарных дня =
1697,76 гривен;
- II варианта - 123,45 × 24 календарных дня =
2962,80 гривен.
По II варианту больше на 1265,04 гривен (2962,80 - 1697,76).
В случае
если на предприятии есть работники, которые проходят военную службу в
соответствии со статьей 119 КЗоТ
("срочники", "контрактники") и в этот период им повышались тарифные ставки
(должностные оклады), их среднедневную заработную плату также необходимо
откорректировать на коэффициент повышения.
При этом
следует помнить, что если повышение состоялось в периоде, в течение которого за
работником сохранялся средний заработок, то по такому заработку оплата
производится за рабочие дни начиная со дня повышения (абзац второй пункта 10 Порядка
№ 100, а также письмо
Министерства социальной политики Украины от 11.01.16 № 11/13/84-16). Например,
если повышение было произведено с 01.01.2017 года, то средний
заработок определяется путем умножения суммы откорректированной среднедневной
заработной платы на количество рабочих дней, пропущенных в связи с военной
службой (в январе - 20 рабочих дней, феврале - 20 рабочих дней, марте
- 22 рабочих дня и т.д.).
Также
необходимо обратить внимание на то, что если откорректированный заработок
окажется меньше, чем 3200 гривен, доначислять его до размера МЗП
нет оснований, поскольку работник, который проходит военную службу, не
выполняет месячную (часовую) норму труда. В то же время единый взнос по такому
работнику работодатель обязан начислить в сумме 704 гривен (3200 × 22 %), то есть исходя из размера МЗП.
Дополнительно
отметим, что в случае непроведения корректировки в соответствии с пунктом 10 Порядка
№ 100 сумма отпускных (а также сумма среднего заработка
работников, выполняющих воинскую обязанность, и др.) окажется заниженной, что
будет считаться нарушением законодательства о труде (в частности, статьи 21
Закона № 504). В связи с этим к предприятию могут быть
применены финансовые санкции в соответствии с абзацем восьмым части второй статьи 265 КЗоТ
(штраф в размере одной МЗП, установленной законом на момент выявления
нарушения), а к должностным лицам предприятия - административная
ответственность согласно части первой и части седьмой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (штрафы в размере от 510 до 1700 гривен и от 850 до 1700 гривен соответственно).
Особенности
исчисления средней заработной платы для расчета "больничных"
и "декретных" с учетом ограничений размером МЗП
и "декретных" с учетом ограничений размером МЗП
В связи с
тем что с 01.01.2017 года размер МЗП в расчете на месяц составляет
3200 гривен, работодателям при расчете "больничных" и "декретных" необходимо помнить об ограничениях, предусмотренных Порядком
исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета
выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию,
утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.01 № 1266 (в редакции соответствующего постановления от 26.06.15 № 439) (далее - Порядок № 1266).
Напомним,
что в соответствии с пунктом 2 Порядка
№ 1266 в общем случае (для лиц, страховой стаж которых
более 6 месяцев):
- сумма
пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком или
больным членом семьи) в расчете на месяц не должна превышать размер
максимальной величины базы начисления единого взноса (ниже
таблица 4);
- сумма
пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна превышать размер
максимальной величины базы начисления единого взноса и не может быть менее чем
размер МЗП, установленный на момент наступления страхового случая
(письмо Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.02.17 № 2.4-17-328).
Как видим,
ограничение размером МЗП предусмотрено только для суммы "декретных".
Сумма "больничных" может быть меньше МЗП.
Среднедневная
заработная плата определяется для указанных выше лиц в соответствии с пунктом 3 Порядка 1266
путем деления начисленной за расчетный период заработной платы, на которую
начислен единый взнос, на количество календарных дней занятости в расчетном периоде
без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам.
Дополнительно
отметим, что если страховой случай наступил, например, в декабре 2016 года
(МЗП = 1 600 гривен), то при расчете "декретных" их сумма не может быть
ниже именно 1600 гривен. Никаких последующих перерасчетов (исходя из
нового размера МЗП, установленного с 01.01.2017 года в сумме
3200 гривен) делать не нужно.
Что касается
лиц, у которых в течение 12 месяцев перед наступлением страхового случая
по данным Государственного реестра общеобязательного государственного
социального страхования страховой стаж составляет меньше 6 месяцев, для
них сумма больничных и декретных рассчитывается с учетом дополнительных
ограничений, установленных пунктом 29 Порядка
№ 1266. При этом средняя заработная плата для расчета:
- пособия по
временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной
нетрудоспособности за счет средств работодателя определяется исходя из
начисленной заработной платы, с которой уплачивается страховые взносы, но в
расчете на месяц не выше размера МЗП, установленного законом в месяце
наступления страхового случая;
- пособия по
беременности и родам определяется исходя из начисленной заработной платы, с
которой уплачиваются страховые взносы, но в расчете на месяц не выше
двукратного размера МЗП и не меньше размера МЗП, установленного законом в
месяце наступления страхового случая.
Как видим, в
этом случае ограничение размером МЗП предусмотрено как для "больничных" (не выше
3200 гривен), так и для "декретных" (не выше 6400, но не
ниже 3200 гривен).
Напомним
также, что если средняя заработная плата определяется в соответствии с пунктом 29 Порядка
№ 1266, то среднедневная заработная плата за один
календарный день исчисляется в соответствии с пунктом 5
Порядка № 1266, путем деления МЗП или ее части (в случае, если работник трудится в
режиме неполного рабочего времени), двукратного размера МЗП на
среднемесячное количество календарных дней (30,44).
Эти ограничивающие показатели обозначены как нижний и верхний
критерии, в приведенной ниже таблице 4.
Информация
для расчетов (данные для 2017 года)
|
||||
№ п/п
|
Показатели
|
Периоды
применения показателей
(гривна)
|
||
январь -
апрель
|
май -
ноябрь
|
декабрь
|
||
1
|
Минимальная
заработная плата (МЗП)*
|
3200
|
3200
|
3200
|
2
|
Минимальный
страховой взнос
(строка 1 таблицы × 22 %)
|
704
|
704
|
704
|
3
|
Прожиточный
минимум для трудоспособных лиц*
|
1600
|
1684
|
1762
|
4
|
Максимальный
размер дохода - максимальная величина базы начисления единого взноса,
установленная в последнем месяце расчетного периода
(строка 3 таблицы × 25)**
|
40000
|
42100
|
44050
|
5
|
Максимальный
размер среднедневной заработной платы
(строка 4 таблицы : 30,44)
|
1314,06
|
1383,05
|
1447,11
|
6
|
Нижний
критерий - размер среднедневной минимальной заработной платы
(МЗП : 30,44)***
|
105,12
|
105,12
|
105,12
|
7
|
Верхний
критерий - двойной размер среднедневной минимальной заработной платы
(2 МЗП : 30,44)****
|
210,25
|
210,25
|
210,25
|
*В аналогичных периодах 2016 года сумма МЗП (она же - сумма
прожиточного минимума для трудоспособных лиц) была равна 1378, 1450 и 1600 гривен соответственно
|
||||
**В аналогичных периодах 2016 года максимальный размер дохода
был равен 34450, 36250 и 40000 гривен соответственно
|
||||
***Применяется при расчете "декретных" для лиц, страховой стаж
которых составил менее 6 месяцев. В аналогичных периодах 2016 года нижний
критерий был равен 45,27, 47,63 и
52,56 гривен соответственно
|
||||
****Применяется при расчете "декретных" для лиц, страховой стаж
которых составил менее 6 месяцев. В аналогичных периодах 2016 года верхний
критерий был равен 90,54, 95,27 и
105,12 гривен соответственно
|