1. Государственная фискальная служба Украины (далее - ГФС) проанализировала возможность оформления поездок работников-водителей в виде
служебных командировок.
Служебные
поездки работников, постоянная работа которых происходит в дороге или имеет
разъездной (передвижной) характер, не считаются командировками, если иное не
предусмотрено законодательством, коллективным договором, трудовым договором
(контрактом) между работником и собственником (или уполномоченным им
лицом/руководителем). Об этом говорится в пункте 2 раздела I Инструкции о служебных
командировках в пределах Украины и за рубеж, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 № 59 (в редакции соответствующего приказа от 17.03.2011 № 362), зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 31 марта 1998 года за № 218/2658.
Однако
данная Инструкция регулирует командировки работников органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично
финансируются за счет бюджетных средств. В то же время другие предприятия и
организации могут использовать ее как вспомогательный (справочный) документ.
При
этом любые командировочные расходы не включаются в налогооблагаемый доход
налогоплательщика при наличии документов, подтверждающих связь такой
командировки с хозяйственной деятельностью работодателя / стороны, которая
отправляет в командировку (подпункт "а" подпункту 170.9.1 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ).
По
вопросу правомерности оформления юридическим лицом поездок своих
работников-водителей в виде служебных командировок с целью выполнения ими
служебных поручений по доставке груза ГФС советует обращаться в Министерство социальной политики Украины (письмо от 23.02.17 № 3843/6/99-99-13-02-03-15).
2. ГФС дала разъяснение относительно установления коллективным договором зарплату
меньше минимальной.
Минимальная
заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на
всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и
хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников, по любой
системе оплаты труда. Гарантии обеспечения минимальной заработной платы
определены статьею 31 Закона Украины от 24.03.1995 № 108 "Об оплате труда".
Договорное
регулирование оплаты труда работников предприятий осуществляется на основе
системы соглашений, заключаемых на национальном (генеральное соглашение),
отраслевом (отраслевое (межотраслевое) соглашение), территориальном
(территориальное соглашение) и местном (коллективный договор) уровнях в
соответствии с законами (стаття 14 Закона).
Нормы
коллективного договора, допускающие оплату труда ниже норм, определенных
генеральным, отраслевым (межотраслевым) или территориальным соглашениями, но не
ниже государственных норм и гарантий в оплате труда (то есть не ниже 3200 гривен за
полностью отработанную норму труда), могут применяться только временно на
период преодоления финансовых трудностей предприятия на срок не более шести
месяцев (письмо от 21.02.17 № 3566/6/99-9-13-02-03-15).
3. Министерство социальной политики Украины рассказало о порядке ведения субъектами хозяйствования типовой
формы № П-2 "Личная карточка работника".
С
каждой записью, заносящейся в трудовую книжку на основании приказа
(распоряжения) о назначении на работу, переводе и увольнении, собственник или
уполномоченный им орган обязан ознакомить работника под роспись в личной
карточке (типовая форма № П-2), в которой должна повторяться соответствующая
запись из трудовой книжки (вкладыша) (пункт 2.5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утверждена приказом Министерства
труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты
населения Украины от 29.07.93 N 58, зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 17 августа 1993 года за № 110).
Действующим
законодательством не предусмотрено нормативно-правового акта, подтверждающего
действия работника или отказ в их совершении, не зафиксированный в письменной
форме. Если работник отказывается знакомиться под роспись в личной карточке о
назначении на работу, переводе или увольнении, то, по мнению специалистов
ведомства, с целью фиксации и подтверждения действий работника должностными
лицами предприятий, учреждений и организаций возможно составление акта в
произвольной форме (письмо от 12.12.16 № 1648/0/101-16/28).
4. Министерство социальной политики Украины рассказало, как считать отпускные, если заработок за последний
месяц расчетного периода еще не начислен.
Среднюю
зарплату для оплаты времени отпусков исчисляют исходя из выплат за последних 12
календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска.
В
случае если начисление средней зарплаты проводится до закрытия ведомостей на
зарплату, после проведения начисления всех выплат работнику могут осуществить
перерасчет средней зарплаты с учетом доначисленных сумм.
Если
же указанное касается работников-сдельщиков, то расчеты могут проводиться с
учетом последнего абзаца пункту 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины
от 08.02.95 № 100, который предусматривает: если
отсутствуют оперативные данные для расчета заработка за последний месяц
расчетного периода для работников со сдельной оплатой труда, этот месяц может
заменяться другим месяцем, непосредственно предшествующим расчетному периоду
(письмо от 06.02.17 № 272/0/101-17/282).
5. Министерство социальной политики Украины напомнило, какие выплаты учитываем в минимальный размер оплаты
труда.
Исчерпывающий
перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера зарплаты
работника для обеспечения ее минимального размера, изложен в статье 31 Закона Украины от 24.03.1995 № 108 "Об оплате труда". В частности, это - доплаты за работу в
неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в
ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и
юбилейным датам.
Все
остальные составляющие заработной платы должны учитываться в минимальную
зарплату.
То
есть в выплаты, которые должны учитываться в зарплате при обеспечении ее
минимального размера, включаются:
- повышение
должностных окладов работников, например, за работу в учреждениях и
организациях, расположенных на территории населенных пунктов, которым
предоставлен статус горных, за работу в определенных типах заведений,
подразделениях и должностях, работа в которых дает право на повышение
должностных окладов на 15% в связи с вредными и тяжелыми условиями труда;
- доплаты
за работу в вечернее время; совмещение профессий (должностей), исполнение
обязанностей временно отсутствующего работника, расширение зоны обслуживания
или увеличение объема работ, интенсивность труда; руководство бригадой,
наставничество; экономию материалов и ресурсов (в частности, водителям за
экономию горючего), допуск к государственной/коммерческой тайне, за научную
степень;
- надбавки
за классность водителям легковых автомобилей, выполнение особой работы на срок
ее выполнения, высокие достижения в труде, знание/использование в работе
иностранных языков, выслугу лет и непрерывное время работы, почетные и
спортивные звания, за особые условия работы библиотечным работникам, ранг
государственного служащего, престижность педагогической работы;
- повышенная
оплата за работу в праздничные и нерабочие дни;
- все
виды премий, кроме премий к праздничным и юбилейным датам;
- сумма
индексации.
К
тому же если работник был принят на работу не с первого рабочего дня месяца,
трудится на условиях неполного рабочего времени (например, совместитель), в
течение месяца находился в отпуске или на больничном, зарплата начисляется
пропорционально выполненной норме труда и может быть меньше размера минимальной
зарплаты (письмо от 17.02.17 № 391/0/101-17/282).
6. Министерство социальной политики Украины рассмотрело вопрос относительно обязательности исполнения
субъектами положений генерального, отраслевого (межотраслевого) соглашения.
Обязательными
для предприятия положения Генерального соглашения о регулировании основных
принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых
отношений в Украине будут, если и работодатель, и работники этого предприятия
представлены субъектами сторон данного соглашения через соответствующее
членство и на основании учредительных документов (уставов, положений и так далее).
Перечень
субъектов стороны работодателей и профсоюзной стороны Генерального соглашения и
их членских организаций приведен в приложениях 1 и 2 к такому соглашению.
Субъектом стороны органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины.
Однако
предприятию, для которого положения Генерального соглашения не обязательны,
Законами Украины от 01.07.93 № 3356 "О коллективных договорах и соглашениях", от 23.12.10 № 2862 "О социальном
диалоге в Украине" не запрещено их применение.
Работодатель
и работники могут в пределах полномочий принять согласованное решение
руководствоваться его нормами и положениями (письмо от 21.11.16 №415/0/15-16/18).
7. Министерство социальной политики Украины рассказало о применении отдельных положений Закона Украины от 06.12.16 № 1774 "О
внесение изменений до некоторых законодательных актом Украины" (далее - Закон № 1774).
Премии
к праздничным и юбилейным датам не учитываются при исчислении размера зарплаты
работника для обеспечения ее минимального размера (статья 31 Закона Украины от 24.03.1995 № 108 "Об оплате труда"). Перечень
государственных праздничных и нерабочих дней определен статьей 73 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ).
В
то же время коллективным договором или другим актом работодателя может быть
определен перечень праздничных и юбилейных дат, к которым работникам
выплачиваются премии (письмо от 17.02.17 № 3223/0/2-17/28).
8. Министерство здравоохранения Украины разъяснило особенности оплаты труда работников заведений
здравоохранения и предлагает адаптировать тарификационный список работников под
доплату до уровня минимальной заработной платы.
При
исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера в
сфере здравоохранения учитываются такие предусмотренные Условиями оплаты труда
работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения,
утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины от 05.10.05 № 308/519, зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 17
октября 2005 года за № 1209/11489 (далее - Условия № 308/519), и другими нормативными актами, надбавки
доплаты и повышения должностных окладов, как обязательные, так и
необязательные:
а) повышение должностных окладов:
- за
наличие квалификационной категории;
- за
оперативное вмешательство;
- за
диплом с отличием;
- за
управление санитарным транспортом;
- в
связи с вредными и тяжелыми условиями труда;
- другие
повышения должностных окладов (тарифных ставок), предусмотренные пунктом 2.4 Условий
№ 308/519.
б) доплаты:
- за
научную степень;
- за
ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей,
автомобилей скорой медицинской помощи;
- шеф-повару,
который не освобожден от основной работы;
- за
совмещение профессий (должностей), исполнение обязанностей временно
отсутствующего работника и расширение зоны обслуживания или увеличение объема
выполняемых работ.
в) надбавки:
- за
выслугу лет медицинским и фармацевтическим работникам государственных и
коммунальных заведений здравоохранения (постановление Кабинета Министров Украины от 29.12.09 №1418 "Об
утверждении Порядка выплаты надбавки за выслугу лет медицинским и фармацевтическим
работникам");
- за
особый характер труда (постановление Кабинета Министров Украины от 27.03.13 № 199 "Некоторые
вопросы оплаты медицинских работников системы экстренной помощи");
- за
особые условия труда (постановление Кабинета Министров Украины от 27.03.13 № 199);
- за
продолжительность непрерывной работы;
- за
почетные звания;
- за
знание и использование в работе иностранного языка;
- за специальный контингент;
- за
профессиональное мастерство;
- за
классность водителям и тому подобное.
В
случае проведения двойной оплаты труда за работу в праздничные дни данные
выплаты также учитываются в размер минимальной заработной платы.
К
перечню доплат за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска
для здоровья, которые устанавливаются сверх минимальной заработной платы,
относятся доплаты работникам, которые используют в работе дезинфицирующие
средства, что предусматривает пунктом 3.4.7 Условий № 308/519, и доплаты работникам
заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, занятым на
работах с вредными и тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 3.4.5 данных
Условий.
В
то же время для упрощения работы по определению размера зарплаты и размера
доплаты до уровня минимальной заработной платы, а также учитывая, что техническим документом,
благодаря которому определяют фонд оплаты труда работников медицинских
заведений, является тарификационный список, Министерство здравоохранения Украины в данном письме предложил
приведенную в приложении 2 к Условиям № 308/519 форму тарификационного списка
работников немного изменить.
Указанные
изменения не предусмотрены нормативными актами, но, учитывая важность
правильного составления тарификационного списка для утверждения штатного
расписания заведения, предлагается применять форму тарификационного списка по
образцу, который прилагается к вышеупомянутому письму Министерства здравоохранения Украины (письмо от 27.01.17 № 10.1-17/2025).
9. Министерство социальной политики Украины рассказало о нюансах корректировки средней заработной платы.
Корректировка
средней заработной платы производится, если последнее повышение должностного
оклада работника произошло в расчетном периоде.
На
хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и
других выплат производится с учетом их финансовых возможностей.
Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 предусмотрена возможность уменьшения коэффициента корректировки.
Приказ
об уменьшении коэффициента корректировки для всех работников предприятия
согласовывается с профсоюзным комитетом или другим уполномоченным на
представительство трудовым коллективом органом.
Специалисты Министерства социальной политики Украины считают, что неоправданная корректировка средней заработной
платы является нарушением законодательства о труде (письмо от 27.10.16 №1491/13/8416).
Пенсионное и социальное обеспечение
10. Министерство социальной политики Украины рассказало о применении минимальной заработной платы при
назначении материального обеспечения и страховых выплат в соответствии с
Законом Украины от 23.09.99№ 1105 "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (далее - Закон № 1105).
Законом
№ 1774 установлено, что минимальная заработная плата не применяется как
расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы
работников и других выплат.
До
внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной
заработной платы как расчетной величины она применяется в размере 1600 гривен.
В
соответствии с Законом № 1105 в случае временной нетрудоспособности,
беременности и родов, несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания застрахованные лица имеют право на материальное обеспечение и
социальные услуги, которые полностью или частично компенсируют потерю
заработной платы (дохода) в связи с наступлением указанных страховых случаев.
Размеры
выплат застрахованным лицам, как правило, определяются в процентах от их
средней заработной платы в зависимости от страхового стажа или процента утраты
трудоспособности. При этом сумма страховой выплаты в расчете на месяц не должна
превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса, с
которой уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования Украины.
При
исчислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат учитываются все
виды заработной платы (дохода) в рамках предельной суммы месячной заработной
платы (дохода), на которую начисляются страховые взносы.
Нормами
Закона № 1105 определено, что материальное обеспечение и страховые выплаты в
отдельных случаях (в частности, когда страховой стаж лица за 12 месяцев перед
наступлением страхового случая составляет менее 6 месяцев) ограничиваются
размером (двумя размерами) минимальной заработной платы или осуществляются
исходя из кратности размера минимальной заработной платы (в частности, на
необходимый уход за пострадавшим).
В
соответствии с Законом Украины от 08.07.10№ 2464 "О
сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное
страхование", базой начисления единого взноса для
работодателей является сумма начисленной каждому застрахованному лицу
заработной платы по видам выплат, включающим основную, дополнительную
заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты. При этом
сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового
взноса, который определяется как произведение минимального размера заработной
платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется
заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно.
Таким
образом, предоставление материального обеспечения и социальных услуг является
компенсацией застрахованному лицу утраченного им заработка. Указанное позволяет
обеспечить принцип эквивалентности относительно уплаты за лицо страховых
взносов и получения им страховых выплат.
В
связи с этим нормы Закона № 1105 не требуют внесения изменений в части
неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины (письмо от 16.02.17 № 3105/0/2-17/27).
11. Фонд
социального страхования по временной утрате трудоспособности разъяснил порядок определения суммы пособия в случае, когда работник
предоставил справку по форме ОК-5 или ОК-7 после предоставления листка
нетрудоспособности.
Если
застрахованное лицо по основному месту работы перед наступлением страхового
случая работало меньше шести месяцев, для подтверждения страхового стажа ему
необходимо предоставить страхователю информацию из Государственного реестра
общеобязательного государственного социального страхования о страховом стаже за
прошедший период по форме ОК-5 или ОК-7, предоставляемые Пенсионным Фондом
Украины.
В
случае, если застрахованное лицо не предоставило работодателю справку по форме
ОК-5 или ОК-7, в результате чего не подтвердило шестимесячный страховой стаж в
месячном периоде перед наступлением страхового случая, пособие по временной
нетрудоспособности в таком случае предоставляется в расчете на месяц не выше
размера минимальной заработной платы, установленной законом в месяце
наступления страхового случая.
Если
же застрахованное лицо предоставляет в справку после начисления ему пособия по
временной нетрудоспособности и подтвердит наличие шестимесячного страхового
стажа в месячном периоде перед наступлением страхового случая, пособие по
временной нетрудоспособности подлежит перерасчету независимо от того, что
справка предоставлена до истечения двенадцати месяцев со дня восстановления
трудоспособности или после их окончания, поскольку обращение за назначением
помощи поступило вовремя в сроки, предусмотренные нормой частью пятою статьи 32 Закона №
1105 (письмо от 04.01.2017 № 5.2-28-4).
12. Фонд
социального страхования по временной утрате трудоспособности разъяснил механизм расчета помощи по беременности и родам.
Помощь
по беременности и родам выплачивается за весь период отпуска женщины,
продолжительность которого составляет 70 календарных дней до родов и 56
календарных дней после них. В случае усложнения родов или рождения двух и более
детей, продолжительность отпуска после родов может быть продлена до 70
календарных дней.
Размер
помощи составляет 100% средней заработной платы и не зависит от страхового
стажа. При этом сумма помощи по беременности и родам не должна превышать размер
максимальной величины базы начисления ЕСВ и не может быть меньше размера минимальной заработной платы,
установленного на момент наступления страхового случая.
Таким
образом, при расчете суммы помощи по беременности и родам необходимо учитывать
то, что:
- среднедневная заработная плата рассчитывается исходя из фактических выплат;
- фактическая
среднедневная заработная плата сравнивается со среднедневной заработной платой, исчисленной из
размера минимальной заработной платы, установленного в месяце наступления страхового случая;
- в
случае превышения среднедневной заработной платы, исчисленной из минимальной заработной платы, над фактической
среднедневной заработной платы, дальнейший расчет страховых выплат производится со
среднедневной заработной платы, исчисленной из минимальной заработной платы (письмо от 21.03.17 № 2.4-38-479).
13. Фонд социальной защиты инвалидов рассмотрел обращение относительно Порядка регистрации
предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный
труд.
Работодатели,
у которых среднеучетная численность штатных работников составляет 8 и более
лиц, обязаны зарегистрироваться в Фонде в соответствии с Порядком регистрации
предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный
труд, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.07 № 70.
Для
регистрации работодатели должны подать (отправить по почте заказным письмом)
отделению Фонда соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 14.03.07 № 98, зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 29 марта 2007
года за № 290/13557, а бюджетным организациям и предприятиям
общественных организаций инвалидов, кроме заявления, также необходимо
предоставить справку (выписку) о включении их в Реестр неприбыльных
организаций.
В
случае изменения наименования или местонахождения юридического лица, ФиО или
места жительства физического лица — предпринимателя, необходимо подать в Фонд
заявление в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации указанных
изменений.
По
мнению Фонда, поскольку законодательством не предусмотрен предельный срок
изменения местонахождения юридического лица, соответствующие изменения могут
быть внесены вместе с другими изменениями в учредительные документы и, в свою
очередь, отражены в отчетах, представляемых работодателями в отделения Фонда
(письмо от 27.05.16 № 1/3-81/02-01).
Охрана труда
14. Государственная служба Украины по вопросам труда рассказала об обеспечении рабочих мест аптечками.
Работодатель
должен принять срочные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим
сотрудникам в случае возникновения на предприятии чрезвычайных ситуаций и
несчастных случаев. К таким мерам относиться предоставление первой помощи
потерпевшему и обеспечение его доставки в лечебно-профилактическое учреждение.
По
решению работодателя на предприятии создается одно или несколько помещений для
предоставления первой медицинской помощи, обеспеченное необходимым
оборудованием и материалами. Кроме того, средства, необходимые для
предоставления первой медицинской помощи, должны быть в наличии во всех местах,
где этого требуют условия труда.
Таким
образом, необходимые условия для предоставления первой медицинской помощи, в
том числе наличие аптечки, должны быть обеспечены на рабочих местах с учетом
существующих рисков.
При
этом содержание аптечки определяется работодателем самостоятельно, исходя из
специфики деятельности предприятия (письмо от 18.11.16 № 11506/1/4.4-ДП-16).
Контроль и ответственность
15. Государственная служба Украины по вопросам труда разъяснила критерии отбора предприятий для проведения плановой
проверки.
Определение
предприятий, проверка которых запланирована Государственной службою Украины по вопросам труда в 2017 году, проводилось в
соответствии с установленными критериями.
Степень
риска от хозяйственной деятельности предприятий в части соблюдения требований
законодательства о труде оценивалась по таким критериям:
- наличие
задолженностей по выплате зарплаты;
- выплата
сотрудникам зарплаты на уровне или ниже размера МЗП;
- несоответствие
количества сотрудников объему производства;
- нарушения
требований законодательства о труде;
- наличие
разногласий между фактическими показателями численности сотрудников и зарплаты
с показаниями отчетов, поданных органам государственной власти.
Критерии
определения степени риска от хозяйственной деятельности промышленных
предприятий в сфере охраны труда предусмотрены отдельно постановлением Кабинета Министров Украины от 28.04.09 № 413.
В
результате оценивания деятельности предприятий по указанным критериям
устанавливается периодичность проведения проверки Государственной службою Украины по вопросам труда.
По
информации Государственной службою Украины по вопросам труда, с начала года в результате проведения проверок выявлены
нарушения законодательства по соблюдению минимального размера заработной платы
относительно 45 работников. Работодатели привлечены к административной
ответственности (письмо от 13.03.17 № 2798/4.3/4.1-ДП-17).
Государственная служба
16. Пенсионный фонд Украины постановлением от 17.01.2017 №1-3, зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 08
февраля 2017 года за № 180/30048, утвердил формы справок о заработной
плате для назначения пенсии государственным служащим, а именно:
- форма
справки о составляющих заработной платы для назначения пенсии государственного
служащего (должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет);
- форма
справки о составляющих заработной платы для назначения пенсии государственного
служащего (за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за
пенсией);
- форма
справки о составляющих заработной платы для назначения пенсии лицу, которое
имеет не менее 20 лет стажа работы на должностях, относящихся к категориям
должностей государственной службы, и которое на момент выхода на пенсию не
занимает должности государственной службы.
Физическое лицо - предприниматель
17. Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности в письме, адресованном физическим лицам - предпринимателям, а также
лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность (далее - ФЛП),
рассмотрел вопросы относительно условий получения такими лицами материального
обеспечения за счет средств социального страхования, а также налогообложения
полученного дохода.
В
частности, Фонд напомнил, что в соответствии с частью пятою статьи 8 Закона Украины от 08.07.10№ 2464 "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" с 01.01.2016 года ФЛП обязаны уплачивать единый взнос в размере 22%
от базы его начисления, то есть отнесены к категории страхователей на общих
основаниях. При условии уплаты такими лицами страховых взносов в Фонд в сроки,
установленные частью восьмою статьи 9 указанного закона, они имеют право на материальное
обеспечение в виде пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, на погребение в соответствии с Законом № 1105.
Для
реализации такого права ФЛП должны выполнять требования, аналогичные тем, которые
предусмотрены для страхователей-работодателей, а именно:
- самостоятельно
рассчитывать суммы больничных и декретных, при этом среднюю заработную плату
(как для себя, так и для наемных работников) определять в соответствии с
Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета
выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный
постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.01 № 1266 (в редакции
соответствующего постановления от 26.06.15 № 439) (разъяснение Министерства социальной политики Украины в письме от 12.03.16 № 72/18/99-16);
- для
получения финансирования от Фонда подавать заявление-расчет (по форме согласно
приложению к порядку, утвержденному постановлением Фонда от 22.12.10 № 26, зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины 25 января
2011 года за № 111/18849)
с указанием в нем полной суммы начисленного пособия. Обращаем внимание, что
согласно приведенному выше письму Министерства социальной политики Украины сумму соответствующего пособия
ФЛП должны определять исходя из размера минимальной заработной платы на момент
наступления страхового случая. И только после окончания срока представления
отчета по единому взносу (форма № Д5) ФЛП имеют право осуществить перерасчет
такой суммы;
- после
поступления на счет страхователя суммы денежных средств, указанной в
заявлении-расчете, перечислять налог на доходы и военный сбор, за удержание
которых ФЛП несет ответственность. При этом Фонд уточнил, что доход, полученный
ФЛП в виде пособий по беременности и родам, на погребение (кроме случаев
погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на
производстве), освобождается от налогообложения, а доход, полученный в виде
пособия по временной нетрудоспособности, является объектом налогообложения;
- подавать
отчетность: Фонду - по форме № Ф4-ФСС з ТВП (с отражением в ней суммы
полученного от Фонда финансирования), органу ГФС - по форме № 1ДФ (с отражением
в ней сумм начисленного дохода в виде страховых выплат, а также удержанного с
них налога на доходы и военного сбора).
Дополнительно
Фонд уточнил коды признаков доходов, под которыми ФЛП - налоговые агенты должны
отражать указанные выплаты в форме № 1ДФ. Так, пособие по временной
нетрудоспособности отражается под признаком дохода «127», пособие по
беременности и родам - "128", пособие на погребение - "146" (письмо от 08.12.16 № 3.2-29-2184).
Судебная практика
18. Верховный Суд Украины (далее - ВСУ) высказал правовую позицию по делу о признании приказа об увольнении
незаконным и восстановлении на работе по иску уволенного директора завода "Электроважмаш" к Минэкономразвития.
При
рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.
Контракт
является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права,
обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия
материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения
договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.
Основания,
предусмотренные контрактом, являются самостоятельным основанием прекращения
трудового договора, а его расторжение по основаниям, предусмотренным
контрактом, которые не содержат признаков дисциплинарного нарушения, не
является дисциплинарным взысканием, а потому положения статьи 149 КЗоТ на
спорные правоотношения не распространяется (постановление от 22.02.17 №6-86цс17).
19. ВСУ высказал правовую позицию по делу о взыскании среднего заработка за время
задержки расчета и компенсации за утрату части дохода.
При
исчислении размера среднего заработка за все время задержки по день
фактического расчета следует использовать формулу, по которой исчислению
подлежит период задержки за рабочие дни исходя из среднедневного заработка,
исчисленного в соответствии с положениями Порядка исчисления средней заработной
платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100.
А
следовательно, по делу, которое пересмотрел ВСУ, суд первой инстанции, с
выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, при
начислении общей суммы среднего заработка за время задержки расчета исчислил ее
путем умножения среднедневной заработной платы на число календарных, а не рабочих
дней в период задержки, что противоречит содержанию норм соответствующих
нормативных документов и практике их применения (постановление от 01.03.17 №6-2807цс16).
20. ВСУ высказал правовую позицию по делу о признании противоправным и отмене распоряжения Президента Украины от 12.08.15 № 654,
восстановлении в должности.
При
рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.
Государственная
служба прекращается в случае отказа от принятия присяги или ее нарушения.
Исходя
из текста присяги, в основу поведения государственного служащего заложены этические, правовые
и служебно-дисциплинарные нормы поведения, несоблюдение которых и составляет
факт нарушения присяги. Поэтому с принятием присяги на государственного служащего возлагаются
не только определенные служебные обязанности, но и моральная ответственность за
их исполнение.
В
связи с этим под нарушением присяги понимается совершение государственным служащим проступка
против интересов службы, который противоречит возложенным на него
обязательствам, подрывает доверие к нему как к носителю власти, унижая
авторитет государственного органа.
Таким
проступком может быть признан публичный разговор государственного служащего с использованием
нецензурной брани, применением угроз и унижения достоинства человека, а также с
подчеркиванием своей должности и "особого статуса".
При
этом служебное расследование может не проводиться, так как Порядок проведения
служебного расследования относительно лиц, уполномоченных на исполнение функций
государства или местного самоуправления, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 № 950, не содержит норм, устанавливающих обязательность его
проведения (постановление от 14.03.17 № 21-3968а16).
21. ВСУ высказал правовую позицию по делу о восстановлении на работе, взыскании
среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по иску директора Школы высшего спортивного мастерства г. Киева к Департаменту
образования и науки, молодежи и спорта исполнительного органа Киевского
городского совета (Киевской городской государственной администрации).
При
рассмотрении была сформирована следующая правовая позиция.
Ложь
о наличии звания при трудоустройстве является аморальным поступком и может быть
основанием для увольнения педагогического работника.
Истец
был уволен за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением
данной работы (пункт 3 части первой статьи 41 КЗоТ), а именно - за предоставление
недостоверных сведений о наличии у него спортивного звания мастера спорта СССР
по плаванию. Истец считает увольнение незаконным, поскольку согласно контракту
директор осуществляет руководство спортивной школой и не исполняет
воспитательных функций.
ВСУ вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию для изучения условий
контракта.
Согласно
изложенной правовой позиции к субъектам, которые могут быть уволены за
совершение аморального проступка, относятся участники учебно-воспитательного
процесса, указанные в статье 50 Закона Украины от 23.05.91 № 1060 "Об образовании", а именно: руководящие,
педагогические, научные, научно-педагогические работники, специалисты.
Следовательно,
освобождение от должности работника, исполняющего воспитательные функции и
совершившего аморальный проступок, допускается при наличии двух условий:
- аморальный проступок должен быть подтвержден фактами;
- совершение проступка несовместимо с продолжением работы, имеющей воспитательную
функцию.
Такое
увольнение допускается за совершение аморального проступка как при исполнении
трудовых обязанностей, так и не связанного с ними (совершение такого проступка
в общественных местах или в быту).
Работники,
исполняющие воспитательные функции, - учителя, педагоги, воспитатели - обязаны
быть людьми высоких моральных убеждений и безупречного поведения. Личный пример
преподавателя, его авторитет и высоконравственное поведение имеют исключительно
важное значение в формировании сознания молодежи. В результате, если педагог
недостойным поведением скомпрометировал себя перед учащимися, другими лицами,
нарушил моральные нормы, утратил тем самым авторитет, дискредитировал себя как
воспитатель, он может быть уволен на основании пункта 3 части первой статьи 41 КЗоТ (постановление от 22.03.17 № 6-3135цс16).
К сведению
22. ПФУ утвердил показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одно
застрахованное лицо в сумме 5562 грн. 97 коп., который будет применяться при
определении коэффициента заработной платы за декабрь 2016 г. при назначении
пенсий согласно Закону Украины от 09.07.03 № 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном
страховании".
А
также в сумме 4482 грн. 35 коп., который будет применяться при определении
коэффициента заработной платы за 2016 год.
О
порядке определения заработной платы (дохода) для исчисления пенсии, а также о
назначении, перерасчете и выплате пенсии можно узнать из раздела VI указанного закона.
23. Госстат опубликовал информацию о средней заработной плате штатных работников по
регионам и по видам экономической деятельности в феврале 2017 года.
По
регионам:
Средняя
зарплата в Украине в феврале по сравнению с январем увеличилась на 201 гривен и
составляет 6209 гривен.
Самая
высокая средняя зарплата традиционно зафиксирована в Киеве - 9832 гривен.
Самая
низкая - в Тернопольской области - 4790 гривен.
По
видам экономической деятельности:
Самый
высокий уровень зарплат отмечен в авиатранспорте - 26121 гривен.
На
втором месте - финансовая и страховая деятельность - 11100 гривен.